На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу

ПУБЛИЦИСТИКА

Неведомская А.В., Чеснова Н.Ю.

ПРАВОСЛАВИЕ ОБ АНАТОМИРОВАНИИ ТЕЛ УМЕРШИХ

Значимость анатомического материала для проведения учебного процесса в медицинских университетах невозможно переоценить. Препарирование тел умерших и изучение анатомических препаратов остается основным и незаменимым методом осмысления строения и функциональных особенностей тела человека. Занятия на кафедрах нормальной анатомии, топографической анатомии, морфологии человека невозможно представить без анатомических препаратов. Значимость анатомического материала для проведения учебного процесса в медицинских университетах невозможно переоценить. Препарирование тел умерших и изучение анатомических препаратов остается основным и незаменимым методом осмысления строения и функциональных особенностей тела человека. Занятия на кафедрах нормальной анатомии, топографической анатомии, морфологии человека невозможно представить без анатомических препаратов.

Между тем, высшие учебные заведения испытывают недостаток анатомического материала для обучения студентов. Эта проблема порождена многими причинами, среди которых немаловажное значение имеет негативное отношение людей к анатомированию в учебных целях тел умерших. В свою очередь, это сопряжено с религиозными и этическими взглядами людей, их не информированностью в гуманности конечной цели использования в учебном процессе анатомических препаратов [2, С. 51]. Между тем, высшие учебные заведения испытывают недостаток анатомического материала для обучения студентов. Эта проблема порождена многими причинами, среди которых немаловажное значение имеет негативное отношение людей к анатомированию в учебных целях тел умерших. В свою очередь, это сопряжено с религиозными и этическими взглядами людей, их не информированностью в гуманности конечной цели использования в учебном процессе анатомических препаратов [2, С. 51].

Очень большой интерес вызывает отношение религии, в частности, православия, к анатомированию трупов. Это важно, потому что многие верующие люди негативно относятся к вскрытию и анатомированию, так как это, по их мнению, противоречит их религиозным убеждениям. Они считают, что тело должно быть предано земле, и любые манипуляции с ним недопустимы. Очень большой интерес вызывает отношение религии, в частности, православия, к анатомированию трупов. Это важно, потому что многие верующие люди негативно относятся к вскрытию и анатомированию, так как это, по их мнению, противоречит их религиозным убеждениям. Они считают, что тело должно быть предано земле, и любые манипуляции с ним недопустимы.

Как известно, основным христианским догматом является вера в воскресение человека. «Согласно новозаветному провозвестию, на третий день Христос восстал из мертвых — и смерть перестала быть тупиком. Она больше не может удерживать людей». Также для православной библейской традиции телесность — не проклятие, а благословение, ибо тело — это дом, который призван стать храмом. Отсюда понятно, почему в православной традиции тело умершего христианина воспринимается как святыня. Возникает вопрос: если тело считается храмом и призвано к воскресению, а ему причинен некий ущерб, то что же будет воскресать, «если в час восстания из мертвых человек должен быть подобен Воскресшему Христу»? Тем не менее, православие, являясь наиболее традиционной формой христианства, спокойно относится к анатомированию. Во II в. апологет христианства Минуций Феликс писал: «Потвоему, и для Бога погибает то, что перестали видеть наши близорукие глаза? Всякое тело — иссыхает ли оно, становясь прахом, растворяется ли, делаясь влагой, превращается ли в горсть пепла или в тонкую струю дыма — исчезает для нас, но сохраняется для Бога, хранящего элементы» [3, С. 161]. Поэтому можно не беспокоиться о судьбе своей плоти, а без сомнений вверить ее Автору мироздания. Бог властен над стихиями и в «день оный» душа достроит свой дом [4, С. 44]. Как известно, основным христианским догматом является вера в воскресение человека. «Согласно новозаветному провозвестию, на третий день Христос восстал из мертвых — и смерть перестала быть тупиком. Она больше не может удерживать людей». Также для православной библейской традиции телесность — не проклятие, а благословение, ибо тело — это дом, который призван стать храмом. Отсюда понятно, почему в православной традиции тело умершего христианина воспринимается как святыня. Возникает вопрос: если тело считается храмом и призвано к воскресению, а ему причинен некий ущерб, то что же будет воскресать, «если в час восстания из мертвых человек должен быть подобен Воскресшему Христу»? Тем не менее, православие, являясь наиболее традиционной формой христианства, спокойно относится к анатомированию. Во II в. апологет христианства Минуций Феликс писал: «Потвоему, и для Бога погибает то, что перестали видеть наши близорукие глаза? Всякое тело — иссыхает ли оно, становясь прахом, растворяется ли, делаясь влагой, превращается ли в горсть пепла или в тонкую струю дыма — исчезает для нас, но сохраняется для Бога, хранящего элементы» [3, С. 161]. Поэтому можно не беспокоиться о судьбе своей плоти, а без сомнений вверить ее Автору мироздания. Бог властен над стихиями и в «день оный» душа достроит свой дом [4, С. 44].

Доказательствами лояльного отношения православия к анатомированию является также медицинская деятельность церковных служащих. Доказательствами лояльного отношения православия к анатомированию является также медицинская деятельность церковных служащих.

Примером этому может служить деятельность монахини Амвросии (Оберучевой), которая получала медицинское образование в Санкт-Петербургском Женском Медицинском Институте. В своих дневниках она пишет: «Помню, я была в анатомическом, изучала нервы, уже было поздно, все стали уходить, но мне еще хотелось поработать, и я так увлеклась, что осталась одна. Громадный зал, масса столов с частями человеческого тела. Передо мной рука, которая меня так заняла, — какие здесь мудрые законы механики, красота, и за всем этим я не вижу смерти, мне чувствуется во всем только жизнь и потому мне не страшно» [1, С. 20]. Примером этому может служить деятельность монахини Амвросии (Оберучевой), которая получала медицинское образование в Санкт-Петербургском Женском Медицинском Институте. В своих дневниках она пишет: «Помню, я была в анатомическом, изучала нервы, уже было поздно, все стали уходить, но мне еще хотелось поработать, и я так увлеклась, что осталась одна. Громадный зал, масса столов с частями человеческого тела. Передо мной рука, которая меня так заняла, — какие здесь мудрые законы механики, красота, и за всем этим я не вижу смерти, мне чувствуется во всем только жизнь и потому мне не страшно» [1, С. 20].

Еще одним примером является деятельность канонизированного Русской Церковью хирурга, а также архиепископа, Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого). В знаменитых «Очерках гнойной хирургии» он пишет: «Я еще два года продолжал работу, которая нередко была связана с необходимостью производить исследования на трупах. И не раз мне приходила мысль о недопустимости такой работы для епископа. В своих покаянных молитвах я усердно просил у Бога прощения за это двухлетнее продолжение своих работ по хирургии, но однажды моя молитва была остановлена голосом из неземного мира: «В этом не кайся!». И я понял, что «Очерки гнойной хирургии» были угодны Богу, ибо в огромной степени увеличивали силу и значение моего исповедания имени Христова в разгар антирелигиозной пропаганды» [5, С. 78]. Еще одним примером является деятельность канонизированного Русской Церковью хирурга, а также архиепископа, Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого). В знаменитых «Очерках гнойной хирургии» он пишет: «Я еще два года продолжал работу, которая нередко была связана с необходимостью производить исследования на трупах. И не раз мне приходила мысль о недопустимости такой работы для епископа. В своих покаянных молитвах я усердно просил у Бога прощения за это двухлетнее продолжение своих работ по хирургии, но однажды моя молитва была остановлена голосом из неземного мира: «В этом не кайся!». И я понял, что «Очерки гнойной хирургии» были угодны Богу, ибо в огромной степени увеличивали силу и значение моего исповедания имени Христова в разгар антирелигиозной пропаганды» [5, С. 78].

Итак, с православной точки зрения, никакие манипуляции с телом не причиняют вреда самому умершему. Но при этом следует помнить, что не все позволено делать с телами умерших. За каждое свое действие, мысль и жест человек ответит Богу. Работа с трупами в морге, равно как и учебный процесс в анатомическом театре, налагают особую ответственность на их участников. Поэтому не стоит забывать об этом и вести себя гуманно и этично во время рабо-ты с анатомическим материалом. Итак, с православной точки зрения, никакие манипуляции с телом не причиняют вреда самому умершему. Но при этом следует помнить, что не все позволено делать с телами умерших. За каждое свое действие, мысль и жест человек ответит Богу. Работа с трупами в морге, равно как и учебный процесс в анатомическом театре, налагают особую ответственность на их участников. Поэтому не стоит забывать об этом и вести себя гуманно и этично во время рабо-ты с анатомическим материалом.

Однако религиозный аспект не является единственным ключом к пониманию этого вопроса. Большое значение имеет этическая сторона данной проблемы. Однако религиозный аспект не является единственным ключом к пониманию этого вопроса. Большое значение имеет этическая сторона данной проблемы.

Нет смысла спорить, что для каждого отдельного человека грань между понятиями «этично» и «неэтично» своя. Каждый сам устанавливает планку, через которую он никогда не сможет перейти по своим моральным убеждениям. Именно поэтому в обществе бытуют совершенно противоположные мнения по поводу анатомирования трупов. Зависит это чаще всего, как ни парадоксально, от степени заинтересованности в этом конкретного человека. Человек, нуждающийся в органе для пересадки, никогда не будет ярым противником вскрытия трупов, ведь без вскрытия и последующей операции он не сможет жить. Не стоит даже говорить о том, что медицинские работники, студенты-медики будут относиться к анатомированию трупов всегда положительно, так как это является неотъемлемой частью их успешной работы и учебы. Чаще всего люди, далекие от медицины и имеющие весьма поверхностное представление о целях и механизмах анатомирования трупов, наделенные к тому же различными суеверными представлениями по этому вопросу, выступают против вскрытий. Поэтому для медицинских работников очень важной задачей является информирование общества о необходимости и незаменимости трупного материала. Кроме того, от них требуется максимально гуманное и уважительное отношение к телу умершего. Только такими методами можно добиться положительной оценки обществом работы анатомов. Нет смысла спорить, что для каждого отдельного человека грань между понятиями «этично» и «неэтично» своя. Каждый сам устанавливает планку, через которую он никогда не сможет перейти по своим моральным убеждениям. Именно поэтому в обществе бытуют совершенно противоположные мнения по поводу анатомирования трупов. Зависит это чаще всего, как ни парадоксально, от степени заинтересованности в этом конкретного человека. Человек, нуждающийся в органе для пересадки, никогда не будет ярым противником вскрытия трупов, ведь без вскрытия и последующей операции он не сможет жить. Не стоит даже говорить о том, что медицинские работники, студенты-медики будут относиться к анатомированию трупов всегда положительно, так как это является неотъемлемой частью их успешной работы и учебы. Чаще всего люди, далекие от медицины и имеющие весьма поверхностное представление о целях и механизмах анатомирования трупов, наделенные к тому же различными суеверными представлениями по этому вопросу, выступают против вскрытий. Поэтому для медицинских работников очень важной задачей является информирование общества о необходимости и незаменимости трупного материала. Кроме того, от них требуется максимально гуманное и уважительное отношение к телу умершего. Только такими методами можно добиться положительной оценки обществом работы анатомов.

Таким образом, православная религия в настоящее время ни в коей мере не препятствует развитию анатомии, вскрытию и препарированию трупов. Однако необходимо постоянно помнить, что человек нуждается в уважительном отношении к себе не только при жизни, но и после смерти. В противном случае, по мнению церкви, анатом бросает тень греха на себя. При анатомировании тело умершего не может быть повреждено духовно, но зато врач может «покалечить» себя самого. Таким образом, православная религия в настоящее время ни в коей мере не препятствует развитию анатомии, вскрытию и препарированию трупов. Однако необходимо постоянно помнить, что человек нуждается в уважительном отношении к себе не только при жизни, но и после смерти. В противном случае, по мнению церкви, анатом бросает тень греха на себя. При анатомировании тело умершего не может быть повреждено духовно, но зато врач может «покалечить» себя самого.

Наиболее гуманным и правильным, с точки зрения религии, этики и прав человека, методом решения проблемы нехватки трупного материала является анатомический дар. Необходимо знакомить население с возможностью совершения анатомического дара, с механизмами осуществления этого процесса. Между медицинскими работниками и священнослужителями целесообразно установить сотрудничество в целях разъяснения обществу гуманных целей анатомического дара. Наиболее гуманным и правильным, с точки зрения религии, этики и прав человека, методом решения проблемы нехватки трупного материала является анатомический дар. Необходимо знакомить население с возможностью совершения анатомического дара, с механизмами осуществления этого процесса. Между медицинскими работниками и священнослужителями целесообразно установить сотрудничество в целях разъяснения обществу гуманных целей анатомического дара.

Необходимо учитывать этический аспект в преподавании анатомии человека на кафедрах в медицинских университетах, так как гуманное отношение студентов к трупному материалу закладывает фундамент будущего гуманного отношения к пациенту. Необходимо учитывать этический аспект в преподавании анатомии человека на кафедрах в медицинских университетах, так как гуманное отношение студентов к трупному материалу закладывает фундамент будущего гуманного отношения к пациенту.

Литература

  1. Монахиня Амвросия (Оберучева). История одной старушки / Монахиня Амвросия (Оберучева). С. 20–21.

  2. Денисов, С. Д. Анатомирование тел умерших: религиозный аспект / С. Д. Денисов, С. П. Ярошевич // Аспекты клинической анатомии и вопросы конституциональной, возрас-тной и экспериментальной морфологии //Сб. тр. науч. конф. Гродно: ГГМУ. 2003. С. 51–53.

  3. Минуций Феликс. Октавий / Минуций Феликс // Богословские труды. М. 1981. № 22. С. 161.

  4. Першин, М. В анатомическом театре / М. Першин // Высшее образование в России. 2002. № 3. С. 41–48.

  5. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание / Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). М. 2001. С. 78–79.

Источник: Неведомская А.В., Чеснова Н.Ю. Православие об анатомировании тел умерших.// Медицина и христианство: материалы Республ. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / под общ. ред. С. Д. Денисова. – Минск: БГМУ, 2007. – 242 с.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым