На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу

ПУБЛИЦИСТИКА

Захаревич И.П.,

преп. каф. философии
и политологии БГМУ

БОЛЕЗНЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ХРИСТИАНСКОМ ПОНИМАНИИ

Человек, каким мы его видим сейчас, не является таким, каковым он был задуман Богом. К сожалению, светская медицина на протяжении многих столетий рассматривает человека в его падшем состоянии, принимая это за норму, и не стремится посмотреть на проблему глубже. Согласно господствовавшей в последние 300–400 лет в Европе биомедицинской концепции болезни, заболевание приходит извне, сам пациент не несет за это никакой ответственности. При этом тело и психика признаются двумя независимыми друг от друга составляющими человеческого естества. Следовательно, в этой модели психические, личностные аспекты болезни не играют никакой роли. Европа в XII–XVIII вв. отказалась от глубокого соединения христианских ценностей и медицины. Христианская же антропология (за основу мы берем православный взгляд) предлагает взглянуть на болезнь человека с позиции личной ответственности. Человек, каким мы его видим сейчас, не является таким, каковым он был задуман Богом. К сожалению, светская медицина на протяжении многих столетий рассматривает человека в его падшем состоянии, принимая это за норму, и не стремится посмотреть на проблему глубже. Согласно господствовавшей в последние 300–400 лет в Европе биомедицинской концепции болезни, заболевание приходит извне, сам пациент не несет за это никакой ответственности. При этом тело и психика признаются двумя независимыми друг от друга составляющими человеческого естества. Следовательно, в этой модели психические, личностные аспекты болезни не играют никакой роли. Европа в XII–XVIII вв. отказалась от глубокого соединения христианских ценностей и медицины. Христианская же антропология (за основу мы берем православный взгляд) предлагает взглянуть на болезнь человека с позиции личной ответственности.

Двадцатый век признал здоровье важнейшей ценностью, наряду с самой жизнью человека. Появились отрасли знания и научные центры, изучающие здоровье. Книги о «здоровом образе жизни» расходились большими тиражами. Недаром современное определение медицины заключает в себе этот подход: «Медицина — система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека» [1]. Двадцатый век признал здоровье важнейшей ценностью, наряду с самой жизнью человека. Появились отрасли знания и научные центры, изучающие здоровье. Книги о «здоровом образе жизни» расходились большими тиражами. Недаром современное определение медицины заключает в себе этот подход: «Медицина — система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека» [1].

С другой стороны, все развитие современной медицины стимулируется памятью о бессмертии, безболезненном состоянии, широких возможностях человека. Действительно: «Человек может жить 150 лет…», «Мы победим рак…», «Изобретена вакцина против старения…», «Найден ген смерти, и если его блокировать…». Человечество явно озабочено этой проблемой более чем всеми другими [2, С. 24]. С другой стороны, все развитие современной медицины стимулируется памятью о бессмертии, безболезненном состоянии, широких возможностях человека. Действительно: «Человек может жить 150 лет…», «Мы победим рак…», «Изобретена вакцина против старения…», «Найден ген смерти, и если его блокировать…». Человечество явно озабочено этой проблемой более чем всеми другими [2, С. 24].

С христианской точки зрения, сама болезнь — не зло, а лишь одно из последствий греха, результат отступления человека от Бога. Но поскольку верующему «все содействует ко благу» (Рим. 8, 28), то и болезнь, включаясь в строй его жизни, активно влияя на духовные и душевные переживания, может играть промыслительную роль. С христианской точки зрения, сама болезнь — не зло, а лишь одно из последствий греха, результат отступления человека от Бога. Но поскольку верующему «все содействует ко благу» (Рим. 8, 28), то и болезнь, включаясь в строй его жизни, активно влияя на духовные и душевные переживания, может играть промыслительную роль.

Авторы публикаций о здоровье и болезни, предпринимающие попытки взглянуть на проблему через призму православного святоотеческого учения, уделяют немало внимания влиянию души на тело человека. Однако, нередко «психосоматика» некоторых авторов упрощается в некоторую «грехосоматику». Согрешил — заболел. Думается, что не все так просто. Такая связь неясна большинству читателей, незнакомых со святоотеческим учением. Более того, эта схема представляется догматизированной. Человек в такой теории видит укор себе со стороны Церкви вместо сочувствия и поддержки. Авторы публикаций о здоровье и болезни, предпринимающие попытки взглянуть на проблему через призму православного святоотеческого учения, уделяют немало внимания влиянию души на тело человека. Однако, нередко «психосоматика» некоторых авторов упрощается в некоторую «грехосоматику». Согрешил — заболел. Думается, что не все так просто. Такая связь неясна большинству читателей, незнакомых со святоотеческим учением. Более того, эта схема представляется догматизированной. Человек в такой теории видит укор себе со стороны Церкви вместо сочувствия и поддержки.

Действие формулы: «согрешил — заболел», конечно, встречается в жизни. Сюда можно отнести венерические заболевания, ВИЧ-инфекцию, алкогольные соматические заболевания вроде цирроза печени, «ломки» наркоманов и т. п. Иногда встречается связь этих событий явно вразумительно-промыслительного свойства. Пошел в бар пьянствовать — по дороге оступился и сломал ногу. Но, в большинстве случаев, грех действует опосредованно, через чувства, эмоции, нервный тонус. Действие формулы: «согрешил — заболел», конечно, встречается в жизни. Сюда можно отнести венерические заболевания, ВИЧ-инфекцию, алкогольные соматические заболевания вроде цирроза печени, «ломки» наркоманов и т. п. Иногда встречается связь этих событий явно вразумительно-промыслительного свойства. Пошел в бар пьянствовать — по дороге оступился и сломал ногу. Но, в большинстве случаев, грех действует опосредованно, через чувства, эмоции, нервный тонус.

Грех — инородное тело для нашей души, которая не может уживаться с ним мирно. Голос совести будет снова и снова напоминать человеку о том, что он отвернулся от Бога и идет в другом направлении. Это вызывает беспокойство, дискомфорт, желание найти себе оправдание, совершить какие-то действия, чтобы убедить себя: «Я — хороший!». Организм постоянно находится под воздействием подсознательных импульсов, что вызывает выброс гормонов страха (адреналин, норадреналин, кортизол). Это раздражает вегетативную нервную систему. Как итог — прыгающее давление, головные боли, спазмы желчных ходов и т. п. Грех — инородное тело для нашей души, которая не может уживаться с ним мирно. Голос совести будет снова и снова напоминать человеку о том, что он отвернулся от Бога и идет в другом направлении. Это вызывает беспокойство, дискомфорт, желание найти себе оправдание, совершить какие-то действия, чтобы убедить себя: «Я — хороший!». Организм постоянно находится под воздействием подсознательных импульсов, что вызывает выброс гормонов страха (адреналин, норадреналин, кортизол). Это раздражает вегетативную нервную систему. Как итог — прыгающее давление, головные боли, спазмы желчных ходов и т. п.

Некоторые авторы отмечают, что больным с различными заболеваниями внутренних органов свойственны специфические эмоциональные реакции. Для внезапных расстройств деятельности сердца характерно чувство страха, для нарушения функции печени — состояние гневной раздражительности, для расстройства функции желудка — безразличие или даже отвращение к окружающему и др. По-видимому, прав был Р. Ролан, сказав, что кто никогда не болел, тот не познал себя целиком [3, С. 40–41]. Некоторые авторы отмечают, что больным с различными заболеваниями внутренних органов свойственны специфические эмоциональные реакции. Для внезапных расстройств деятельности сердца характерно чувство страха, для нарушения функции печени — состояние гневной раздражительности, для расстройства функции желудка — безразличие или даже отвращение к окружающему и др. По-видимому, прав был Р. Ролан, сказав, что кто никогда не болел, тот не познал себя целиком [3, С. 40–41].

У части людей совершаемые ими грехи никак не отражаются на их здоровье. Это либо отсутствие признаков совести, либо попущение Божие, тайна, которую нам знать не дано. В любом случае, никакой механической модели (согрешил — обязательно заболеешь) нет и быть не может. Если следовать данной модели, то это значит становиться на сторону совопросников Иова, пытавшихся создать «правильную» логически обоснованную модель мира. Но из книги Иова так и непонятно, почему заболел Иов. Бог не дает на этот вопрос ответа, и вообще не отвечает на вопросы Иова, задавая их Сам. Тем самым Господь показывает нам, что мы понастоящему ничего не знаем об этом мире, и все наши схемы — лишь скудные человеческие построения. Тем более глупо приписывать всем болезням бесовское происхождение. Если кто-то провалился зимой в прорубь, а потом в мокрой одежде пошел домой, можно почти со сто-процентной уверенностью «пообещать» ему пневмонию, бронхит или ОРЗ. И причины заболевания будут в данном случае чисто физические. У части людей совершаемые ими грехи никак не отражаются на их здоровье. Это либо отсутствие признаков совести, либо попущение Божие, тайна, которую нам знать не дано. В любом случае, никакой механической модели (согрешил — обязательно заболеешь) нет и быть не может. Если следовать данной модели, то это значит становиться на сторону совопросников Иова, пытавшихся создать «правильную» логически обоснованную модель мира. Но из книги Иова так и непонятно, почему заболел Иов. Бог не дает на этот вопрос ответа, и вообще не отвечает на вопросы Иова, задавая их Сам. Тем самым Господь показывает нам, что мы понастоящему ничего не знаем об этом мире, и все наши схемы — лишь скудные человеческие построения. Тем более глупо приписывать всем болезням бесовское происхождение. Если кто-то провалился зимой в прорубь, а потом в мокрой одежде пошел домой, можно почти со сто-процентной уверенностью «пообещать» ему пневмонию, бронхит или ОРЗ. И причины заболевания будут в данном случае чисто физические.

Воля Божия относительно болезни и исцеления от нее, открытая нам в Его слове, явно и недвусмысленно утверждает, что наш Небесный Отец не желает, чтобы Его дети болели, испытывали немощи и недомогания. Господь «прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляет, подобно орлу, юность твоя» (Пс, 102, 3–5). Воля Божия относительно болезни и исцеления от нее, открытая нам в Его слове, явно и недвусмысленно утверждает, что наш Небесный Отец не желает, чтобы Его дети болели, испытывали немощи и недомогания. Господь «прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляет, подобно орлу, юность твоя» (Пс, 102, 3–5).

Господь поручил Церкви исцелять больных. Это был неотъемлемый элемент проповеди Евангелия (Деян. 3, 1–10; 4, 30; 5, 16; 8,7; 9,34; 14, 8–10; 19, 11–12; Иак. 5, 14–16). Пока мы не уверены в том, что воля Божия — наше исцеление, мы не можем ни просить об исцелении, ни принять его верою. Если в нашем разуме есть сомнения, исцелимся ли мы или нет, если нет веры, что воля Божия — в нашем исцелении, то исцеление получить невозможно. Господь поручил Церкви исцелять больных. Это был неотъемлемый элемент проповеди Евангелия (Деян. 3, 1–10; 4, 30; 5, 16; 8,7; 9,34; 14, 8–10; 19, 11–12; Иак. 5, 14–16). Пока мы не уверены в том, что воля Божия — наше исцеление, мы не можем ни просить об исцелении, ни принять его верою. Если в нашем разуме есть сомнения, исцелимся ли мы или нет, если нет веры, что воля Божия — в нашем исцелении, то исцеление получить невозможно.

Однако, по мнению игумена Евмения, для принятия Божественного исцеления существуют определенные препятствия: неисповеданные грехи; страх или острая тревога; прежние разочарования, которые подрывают веру в настоящем; убеждения окружающих людей относительно невозможности получения исцеления; собственные убеждения относительно того, что болезнь есть воля Божия; неверие в возможность исцеления [4, С. 247]. Однако, по мнению игумена Евмения, для принятия Божественного исцеления существуют определенные препятствия: неисповеданные грехи; страх или острая тревога; прежние разочарования, которые подрывают веру в настоящем; убеждения окружающих людей относительно невозможности получения исцеления; собственные убеждения относительно того, что болезнь есть воля Божия; неверие в возможность исцеления [4, С. 247].

Важно осознать, что реакция обиды, разочарования, раздражения, унижения, в ответ на приходящие извне импульсы человек запускает в себя сам. Никто не отвечает за наше раздражение, никто не несет ответственности за то, что внутри нас есть какие-то неприятные чувства, или же закипает злость, за это несем ответственность только мы сами. Даже врач временно отвечает за состояние здоровья больного, попавшего в больницу. Однако потом ответственность снова возвращается самому пациенту — соблюдает ли он предписания врача, заботится ли о своем питании и образе жизни и т. д. Важно осознать, что реакция обиды, разочарования, раздражения, унижения, в ответ на приходящие извне импульсы человек запускает в себя сам. Никто не отвечает за наше раздражение, никто не несет ответственности за то, что внутри нас есть какие-то неприятные чувства, или же закипает злость, за это несем ответственность только мы сами. Даже врач временно отвечает за состояние здоровья больного, попавшего в больницу. Однако потом ответственность снова возвращается самому пациенту — соблюдает ли он предписания врача, заботится ли о своем питании и образе жизни и т. д.

Бегство от ответственности, бегство от свободы, бегство из того самого «первого ряда» свободной ответственности в мир предписаний, регламентов и инструкций посягает на самый драгоценный божественный дар — свободу. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5, 13). Бегство от ответственности, бегство от свободы, бегство из того самого «первого ряда» свободной ответственности в мир предписаний, регламентов и инструкций посягает на самый драгоценный божественный дар — свободу. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5, 13).

Степень свободы христианина определяется степенью принимаемой им ответственности. Отзывчивость на нужды ближнего и покаяние, смиренное отношение к несению собственного креста — непременные условия христиан-ской ответственности. Степень свободы христианина определяется степенью принимаемой им ответственности. Отзывчивость на нужды ближнего и покаяние, смиренное отношение к несению собственного креста — непременные условия христиан-ской ответственности.

Литература

  1. Большая медицинская энциклопедия. М. 1978–1988.

  2. Бочаров, А. Любовь исцеляющая: очерки психологии болезни и выздоровления / А. Бочаров, А. Чернышев. Ивановская обл., с. Ремша. 2004.

  3. Грандо, А. А. Врачебная этика / А. А. Грандо, С. А. Грандо. Киев. 1994.

  4. Игумен Евмений. Духовность как ответственность / Игумен Евмений. Ивановская обл., с. Ремша. 2005.

Источник: Захаревич И.П. Болезнь и ответственность в христианском понимании.// Медицина и христианство: материалы Республ. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / под общ. ред. С. Д. Денисова. – Минск: БГМУ, 2007. – 242 с.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым