|
СЕРДЦЕ ДУХОВНОЕ И ТЕЛЕСНОЕ.
ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Наше тело, по Библии, не является простой совокупностью плоти и костей, плоти и крови, которой обладает человек во время своего земного существования. Тело не только объединяет все члены, его составляющие, — оно выражает личность в её главных состояниях [8, С. 10]. Существование души после смерти даже в Царстве Божьем не является полноценным существованием личности. Поэтому тело должно воскреснуть, как Сам Господь, ибо, по слову Апостола, «тела ваши суть члены Христовы» и «храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6;15,19). Частью организма человека является его сердце, которое по статистике весьма часто подвержено различным заболеваниям.
Наше тело, по Библии, не является простой совокупностью плоти и костей, плоти и крови, которой обладает человек во время своего земного существования. Тело не только объединяет все члены, его составляющие, — оно выражает личность в её главных состояниях [8, С. 10]. Существование души после смерти даже в Царстве Божьем не является полноценным существованием личности. Поэтому тело должно воскреснуть, как Сам Господь, ибо, по слову Апостола, «тела ваши суть члены Христовы» и «храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6;15,19). Частью организма человека является его сердце, которое по статистике весьма часто подвержено различным заболеваниям.
По данным Всемирной организации здравоохранения, самое большое количество смертей возникает из-за поражений сердечно-сосудистой системы. Причем бытовые, экологические причины не являются единственными в этом печальном списке. Православный взгляд на болезни заключает в себе мысль, что в основе их этиологии лежат факторы, которые в большинстве случаев связаны с грехом. Зачастую, никто не способен навредить человеку так, как это он делает себе своей греховной жизнью. Грех исказил человеческую природу и стал причиной тления и смерти [7, С. 11].
По данным Всемирной организации здравоохранения, самое большое количество смертей возникает из-за поражений сердечно-сосудистой системы. Причем бытовые, экологические причины не являются единственными в этом печальном списке. Православный взгляд на болезни заключает в себе мысль, что в основе их этиологии лежат факторы, которые в большинстве случаев связаны с грехом. Зачастую, никто не способен навредить человеку так, как это он делает себе своей греховной жизнью. Грех исказил человеческую природу и стал причиной тления и смерти [7, С. 11].
Высшая цель человека — познание Бога, общение с Богом, поскольку в этом заключается его спасение. Где такое общение достигается, там человек обретает душевное спокойствие. Однако, как считают отцы церкви, общение это достигается в глубине сердца [5, С. 176]. Еще на рубеже IV–V вв. по Р. Х., обращаясь к Творцу, блаженный Августин епископ Иппонский восклицал: «Ты нас создал для Себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не успокоится в Тебе» [6, С. 45].
Высшая цель человека — познание Бога, общение с Богом, поскольку в этом заключается его спасение. Где такое общение достигается, там человек обретает душевное спокойствие. Однако, как считают отцы церкви, общение это достигается в глубине сердца [5, С. 176]. Еще на рубеже IV–V вв. по Р. Х., обращаясь к Творцу, блаженный Августин епископ Иппонский восклицал: «Ты нас создал для Себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не успокоится в Тебе» [6, С. 45].
В сердце Бог встречается с человеком, там Он передает ему свое ведение, там человек обретает ощущение Его бытия. Для достижения этого общения и видения Бога необходимо очищение сердца. Это подтвердил Сам Господь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5,8). Больному и омертвевшему сердцу необходимо исцелиться и очиститься, чтобы оно могло принести человеку ведение Бога. Чистое сердце — есть орган познания, орган православной гносеологии [5, С. 177].
В сердце Бог встречается с человеком, там Он передает ему свое ведение, там человек обретает ощущение Его бытия. Для достижения этого общения и видения Бога необходимо очищение сердца. Это подтвердил Сам Господь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5,8). Больному и омертвевшему сердцу необходимо исцелиться и очиститься, чтобы оно могло принести человеку ведение Бога. Чистое сердце — есть орган познания, орган православной гносеологии [5, С. 177].
На большое значение сердца для человека указывал преподобный Макарий Египетский, один из основателей монашества. Он говорил так: «Сердце правит всеми органами, и когда Бог займет все отделения сердца, господствует над всеми мыслями и частями тела» [2, С. 91]. Ученые-специалисты в области психосоматики считают, что болезни сердца зачастую возникают как следствие недостатка любви, а также эмоциональной замкнутости.
На большое значение сердца для человека указывал преподобный Макарий Египетский, один из основателей монашества. Он говорил так: «Сердце правит всеми органами, и когда Бог займет все отделения сердца, господствует над всеми мыслями и частями тела» [2, С. 91]. Ученые-специалисты в области психосоматики считают, что болезни сердца зачастую возникают как следствие недостатка любви, а также эмоциональной замкнутости.
Еще в древних культурах сердце рассматривалось как символ любви, центр жизненных сил человека. Сердце бьется от радости, сжимается от боли, люди принимают многое близко к сердцу. Принято говорить о сердечном холоде, бессердечии, добросердечии. На эмоциональные потрясения сердце реагирует изменением ритма. Сердечные расстройства происходят из-за невнимания к собственным чувствам. Человек, считающий недостойным себя любви, не верящий в возможность любви или же запрещающий себе проявить свою любовь к другим людям, непременно столкнется с проявлениями сердечно-сосудистых заболеваний. Согласование своих истинных чувств с голосом собственного сердца в значительной мере облегчает бремя сердечных болезней, со временем способствуя частичному или полному выздоровлению [4, С. 258].
Еще в древних культурах сердце рассматривалось как символ любви, центр жизненных сил человека. Сердце бьется от радости, сжимается от боли, люди принимают многое близко к сердцу. Принято говорить о сердечном холоде, бессердечии, добросердечии. На эмоциональные потрясения сердце реагирует изменением ритма. Сердечные расстройства происходят из-за невнимания к собственным чувствам. Человек, считающий недостойным себя любви, не верящий в возможность любви или же запрещающий себе проявить свою любовь к другим людям, непременно столкнется с проявлениями сердечно-сосудистых заболеваний. Согласование своих истинных чувств с голосом собственного сердца в значительной мере облегчает бремя сердечных болезней, со временем способствуя частичному или полному выздоровлению [4, С. 258].
Как и многие другие заболевания, болезни сердечно-сосудистой системы, как правило, связаны с болевыми ощущениями, дискомфортом. Здесь, прежде всего, хотелось бы пояснить, что под сердечной болью, в данном случае, понимается боль духовного сердца. Духовное сердце страдает и болит. Если причина заключается в благодати Божьей, то от этого не будет вредных последствий для плотского сердца. Это значит, что когда духовное сердце, проходя покаяние, сокрушается, скорбит, страдает от радостной печали (это состояние не стоит путать с положительными эмоциональными всплесками), а сердце телесное следует этому естественному процессу, то это не имеет для него никаких последствий. В таких случаях кардиологи как правило не находят болезненных признаков и именно потому, что у страдающего от сердечной боли плотское сердце не становиться больным [5, С. 181].
Как и многие другие заболевания, болезни сердечно-сосудистой системы, как правило, связаны с болевыми ощущениями, дискомфортом. Здесь, прежде всего, хотелось бы пояснить, что под сердечной болью, в данном случае, понимается боль духовного сердца. Духовное сердце страдает и болит. Если причина заключается в благодати Божьей, то от этого не будет вредных последствий для плотского сердца. Это значит, что когда духовное сердце, проходя покаяние, сокрушается, скорбит, страдает от радостной печали (это состояние не стоит путать с положительными эмоциональными всплесками), а сердце телесное следует этому естественному процессу, то это не имеет для него никаких последствий. В таких случаях кардиологи как правило не находят болезненных признаков и именно потому, что у страдающего от сердечной боли плотское сердце не становиться больным [5, С. 181].
И, наоборот, стрессы, переживания, различные эмоциональные состояния, уныние, гнев и т. д. указывают на отсутствие веры, надежды на Бога, что само по себе является грехом и способно привести к серьезным заболеваниям различных органов и систем, и, в первую очередь, сердечно-сосудистой системы.
И, наоборот, стрессы, переживания, различные эмоциональные состояния, уныние, гнев и т. д. указывают на отсутствие веры, надежды на Бога, что само по себе является грехом и способно привести к серьезным заболеваниям различных органов и систем, и, в первую очередь, сердечно-сосудистой системы.
Если для физиологии и медицины сердце человека — это, прежде всего, два предсердия, два желудочка, клапаны, эндокард, миокард, перикард, то для православной антропологии сердце человека — центр жизни, корень его существа, фокус всех духовных, душевных и телесных сил. Выполняя такую роль во внутренней жизни человека, оно имеет исключительное значение в отношениях человека ко всему окружающему, потому что именно сердцем он входит в связь со всем существующим. Дело сердца — чувствовать все, что касается нашей личности.
Если для физиологии и медицины сердце человека — это, прежде всего, два предсердия, два желудочка, клапаны, эндокард, миокард, перикард, то для православной антропологии сердце человека — центр жизни, корень его существа, фокус всех духовных, душевных и телесных сил. Выполняя такую роль во внутренней жизни человека, оно имеет исключительное значение в отношениях человека ко всему окружающему, потому что именно сердцем он входит в связь со всем существующим. Дело сердца — чувствовать все, что касается нашей личности.
«Где сердце? — спрашивает святитель Феофан Затворник и отвечает: — Где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев, и прочее — там сердце». И далее он продолжает: «Сердце телесное есть мускулистый серчак — мясо, но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума» [3, С. 234]. Все стороны христианина, все моменты в сложном подвиге его нравственного совершенствования неразрывно связаны с сердцем.
«Где сердце? — спрашивает святитель Феофан Затворник и отвечает: — Где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев, и прочее — там сердце». И далее он продолжает: «Сердце телесное есть мускулистый серчак — мясо, но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума» [3, С. 234]. Все стороны христианина, все моменты в сложном подвиге его нравственного совершенствования неразрывно связаны с сердцем.
Мне думается, что уже пришло время дополнить известный медицинский принцип: «лечить необходимо не болезнь, а больного» осознанием и устранением духовных причин заболевания, обращением внимания на его духовное сердце.
Мне думается, что уже пришло время дополнить известный медицинский принцип: «лечить необходимо не болезнь, а больного» осознанием и устранением духовных причин заболевания, обращением внимания на его духовное сердце.
Парадоксально, но факт: врач, призванный исцелять, в наше время зачастую лишь усугубляет болезнь. Я даже не хочу касаться тех крайних случаев, когда врач, затрудняясь в постановке диагноза, либо убедившись в неэффективности методов лечения, посылает своих пациентов к «бабкам», знахарям, экстрасенсам [8, С. 17]. Мы забыли и то, что совсем еще недавно знали. Например, до революции наши медики без особых трудностей различали, если можно так сказать, «духовную этиологию» заболевания от естественной. Доктор встречал больного вопросом: «Давно ли причащались?» — и не приступал к лечению, если не было крайней необходимости, пока больной не исповедуется и не причаститься.
Парадоксально, но факт: врач, призванный исцелять, в наше время зачастую лишь усугубляет болезнь. Я даже не хочу касаться тех крайних случаев, когда врач, затрудняясь в постановке диагноза, либо убедившись в неэффективности методов лечения, посылает своих пациентов к «бабкам», знахарям, экстрасенсам [8, С. 17]. Мы забыли и то, что совсем еще недавно знали. Например, до революции наши медики без особых трудностей различали, если можно так сказать, «духовную этиологию» заболевания от естественной. Доктор встречал больного вопросом: «Давно ли причащались?» — и не приступал к лечению, если не было крайней необходимости, пока больной не исповедуется и не причаститься.
Необходимо признать, наше общество далеко от христианских идеалов, и вряд ли когда-нибудь будет в полной мере по ним жить, но прививать правильный взгляд на жизненные ценности, в том числе и на проблемы медицины, — задача Церкви и специалистов в области здравоохранения и педагогики.
Необходимо признать, наше общество далеко от христианских идеалов, и вряд ли когда-нибудь будет в полной мере по ним жить, но прививать правильный взгляд на жизненные ценности, в том числе и на проблемы медицины, — задача Церкви и специалистов в области здравоохранения и педагогики.
Литература
- Библия. М.: Российское библейское общество. 1995..
- Авдеев, Д. А. В помощь страждущей душе / Д. А. Авдеев. М.: Русский Хронограф. 2000. 266 с..
- Архимандрит Георгий (Тертышников). Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении / Архимандрит Георгий (Тертышников). М.: Правило веры. 1996. 567 с.
- Игумен Евмений. Духовность как ответственность / Игумен Евмений. 2-е изд., доп. Иваново: Свет Православия. 2005. 302 с.
- Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия / Митрополит Иерофей (Влахос). Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2004. 368 с.
- Никитин, В. К антропологии блаженного Августина / В. Никитин // Православное учение о человеке. М.: Христианская жизнь. 2004. 430 с.
- Митрополит Филарет (Вахромеев). Православное учение о человеке / Митрополит Филарет (Вахромеев). М.: Христианская жизнь. 2004. 430 с.
- Священник Филимонов Сергий. Церковь, больница, больной / Священник Филимонов Сергий. СПб.: обво святителя Василия Великого. 1999. 272 с..
Источник: Дубяга В. Сердце духовное и телесное. Православный взгляд на причины заболевания.// Медицина и христианство: материалы Республ. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / под общ. ред. С. Д. Денисова. – Минск: БГМУ, 2007. – 242 с.
|