|
КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ
КАК ДОМИНАНТА ВОСПИТАНИЯ
В современном белорусском обществе идея возможного привнесения знаний о религии в систему базового и среднего образования уже не встречает ярко выраженного протеста. Данное обстоятельство связано с тем, что в целом изменилось представление о роли веры в жизни социума и личности. Все большее количество субъектов педагогики осознают необходимость возрождения традиционной духовности, к которой, прежде всего, относится православие, исторически единое с белорусской государственностью.
В современном белорусском обществе идея возможного привнесения знаний о религии в систему базового и среднего образования уже не встречает ярко выраженного протеста. Данное обстоятельство связано с тем, что в целом изменилось представление о роли веры в жизни социума и личности. Все большее количество субъектов педагогики осознают необходимость возрождения традиционной духовности, к которой, прежде всего, относится православие, исторически единое с белорусской государственностью.
Однако плюрализм мнений и «полная» свобода совести привела и к распространению нетрадиционной духовности, инокультурной и небезопасной для нравственного здоровья нации. Разобразованное за семьдесят лет население получило, в порыве поиска истины, широкие возможности выбора новой идеологии, религии, философии. Причем, пространство выбора составляли эклектичные учения и «новейшие системы врачевания», которые, руководствуясь политическими и экономическими выгодами, использовали оккультные методы воздействия на психику. В результате пагубного влияния на «духовно-нравственный иммунитет» нередкими стали неадекватность и разрушение целостности личности, тяжелые формы депрессии, несчастные семьи.
Однако плюрализм мнений и «полная» свобода совести привела и к распространению нетрадиционной духовности, инокультурной и небезопасной для нравственного здоровья нации. Разобразованное за семьдесят лет население получило, в порыве поиска истины, широкие возможности выбора новой идеологии, религии, философии. Причем, пространство выбора составляли эклектичные учения и «новейшие системы врачевания», которые, руководствуясь политическими и экономическими выгодами, использовали оккультные методы воздействия на психику. В результате пагубного влияния на «духовно-нравственный иммунитет» нередкими стали неадекватность и разрушение целостности личности, тяжелые формы депрессии, несчастные семьи.
Похоже, этот негативный опыт не был глубоко осмыслен, потому что наблюдается тенденция воссоздания подобной ситуации для подрастающего поколения в области образования. В педагогических кругах отдается предпочтение бездушному изучению мировых религий, а не ознакомлению с православием как культурообразующим вероисповеданием. Это объясняется, с одной стороны, неизжитым предубеждением против веры и боязнью всего церковного. С другой стороны - дипломатической обеспокоенностью в отношении традиционных для Беларуси конфессий. Здесь необходимо отметить, что все вероисповедания, официально признанные традиционными, кроме православия, являются этноконфессиональными. Как национальные меньшинства, они имеют государственную поддержку в организации национального образования, которое не мыслится вне религиозного воспитания. Православие, генетически и исторически главное, идентичное для белорусского народа, подобным статусом не обладает, и, следовательно, такой поддержки не имеет.
Похоже, этот негативный опыт не был глубоко осмыслен, потому что наблюдается тенденция воссоздания подобной ситуации для подрастающего поколения в области образования. В педагогических кругах отдается предпочтение бездушному изучению мировых религий, а не ознакомлению с православием как культурообразующим вероисповеданием. Это объясняется, с одной стороны, неизжитым предубеждением против веры и боязнью всего церковного. С другой стороны - дипломатической обеспокоенностью в отношении традиционных для Беларуси конфессий. Здесь необходимо отметить, что все вероисповедания, официально признанные традиционными, кроме православия, являются этноконфессиональными. Как национальные меньшинства, они имеют государственную поддержку в организации национального образования, которое не мыслится вне религиозного воспитания. Православие, генетически и исторически главное, идентичное для белорусского народа, подобным статусом не обладает, и, следовательно, такой поддержки не имеет.
Руководствуясь законом о правах ребенка (ст.10), сторонники культурологического подхода, полагают, что для самоопределения подростку необходимо первоначально постигнуть все мировые религии, а потом самостоятельно сделать свой духовный выбор. Но если взрослое население в начале девяностых годов не без психосоматических проблем и духовных заблуждений пережило подобные обстоятельства, то в каком состоянии окажется ребенок? Не исключена новая волна религиозной растерянности с не менее тяжелыми последствиями. При этом каждый ребенок естественно нуждается в развитии религиозной сферы его жизни наряду с физическим, нравственным, эстетическим воспитанием. Оградив детей от религии, мы не избавим их от трудностей социализации и адаптации, а напротив, лишим их возможности формирования духовного стержня.
Руководствуясь законом о правах ребенка (ст.10), сторонники культурологического подхода, полагают, что для самоопределения подростку необходимо первоначально постигнуть все мировые религии, а потом самостоятельно сделать свой духовный выбор. Но если взрослое население в начале девяностых годов не без психосоматических проблем и духовных заблуждений пережило подобные обстоятельства, то в каком состоянии окажется ребенок? Не исключена новая волна религиозной растерянности с не менее тяжелыми последствиями. При этом каждый ребенок естественно нуждается в развитии религиозной сферы его жизни наряду с физическим, нравственным, эстетическим воспитанием. Оградив детей от религии, мы не избавим их от трудностей социализации и адаптации, а напротив, лишим их возможности формирования духовного стержня.
Факт официального сотрудничества Белорусской Православной Церкви и Министерства образования в воспитании и образовании детей и молодежи свидетельствует не только о том, что осознана необходимость воздействия морального авторитета православия на молодое поколение, но и о том, что в этой области светская педагогика самостоятельно не справляется с поставленными задачами и интуитивно верно полагается на содействие веры отцов, которая признается определяющей в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. В связи с этим очевидным является осмысление православной культурообразующей религии как доминанты целостной системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Факт официального сотрудничества Белорусской Православной Церкви и Министерства образования в воспитании и образовании детей и молодежи свидетельствует не только о том, что осознана необходимость воздействия морального авторитета православия на молодое поколение, но и о том, что в этой области светская педагогика самостоятельно не справляется с поставленными задачами и интуитивно верно полагается на содействие веры отцов, которая признается определяющей в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. В связи с этим очевидным является осмысление православной культурообразующей религии как доминанты целостной системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Следовательно, целесообразно было бы воспринять многовековой опыт православия; освоить его духовно-нравственные начала; научить ценить отечественное наследие и обычаи. И только после этого, с позиции культурообразующей религии, возможно ознакомление с религиями мира. Лишь при таком подходе к образованию и воспитанию не нарушится целостность личности и станет возможной гармония ее качеств. Через восприятие традиционной духовности будет развиваться уважение к представителям других конфессий. Осмыслится бесценное значение родной культуры в собственной жизни и придет осознание ответственности за ее сохранение.
Следовательно, целесообразно было бы воспринять многовековой опыт православия; освоить его духовно-нравственные начала; научить ценить отечественное наследие и обычаи. И только после этого, с позиции культурообразующей религии, возможно ознакомление с религиями мира. Лишь при таком подходе к образованию и воспитанию не нарушится целостность личности и станет возможной гармония ее качеств. Через восприятие традиционной духовности будет развиваться уважение к представителям других конфессий. Осмыслится бесценное значение родной культуры в собственной жизни и придет осознание ответственности за ее сохранение.
Источник:
А. С. Ахрамович. Культурообразующая религия как доминанта воспитания.
// I Международные Свято-Пантелеимоновские образовательные чтения
(Минск, 2 - 3 июня , 2005 г.)
|