|
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРИМЕРЫ
СВЯТЫХ И ПОДВИЖНИКОВ ВЕРЫ
БЕЛОРУССИИ И ЯРОСЛАВСКОГО КРАЯ
Духовное братство русских и белорусов зиждется на общности исторической судьбы и единстве православной веры. Взаимопомощь и тесные контакты Белоруссии и Ярославского края можно проследить и в прошлом, и в наше время, разделившее народы чертой государственной границы. Достаточно вспомнить лишь несколько фактов. Белорусский поэт Максим Богданович вырос в Ярославле. В его доме сейчас действует музей и находится Центр белорусской культуры. Во время Первой мировой и Великой Отечественной войн многие беженцы из разоренной врагом Белоруссии нашли себе приют на Ярославской земле. Ярославская государственная медицинская академия пережила своё второе рождение после размещения филиала белорусского медицинского института в Ярославле в годы Великой Отечественной войны. А при освобождении Белоруссии от врага в ее лесах и полях упокоились солдаты - уроженцы ярославского края. Ярославль и Белоруссия тесно сотрудничают во многих сферах производства, особенно в сфере дизельного автомобилестроения. Помнят ярославцы и тот факт, что предки Его Высокопреосвященства Патриаршего экзарха митрополита Минского и Слуцкого Филарета покоятся на ярославском Леонтьевском кладбище. Прадед Владыки, городской голова Ярославля в начале XX века Иван Александрович Вахромеев много потрудился для благоустройства нашего древнего города. Его радением в Ярославле появились водопровод, электростанция и трамвай. За его попечительность о нуждах Церкви и горожан царским указом ему было пожаловано дворянство. Кроме всего прочего он был председателем губернской ученой архивной комиссии и коллекционером древних рукописей, которые завещал Историческому музею в Москве.
Духовное братство русских и белорусов зиждется на общности исторической судьбы и единстве православной веры. Взаимопомощь и тесные контакты Белоруссии и Ярославского края можно проследить и в прошлом, и в наше время, разделившее народы чертой государственной границы. Достаточно вспомнить лишь несколько фактов. Белорусский поэт Максим Богданович вырос в Ярославле. В его доме сейчас действует музей и находится Центр белорусской культуры. Во время Первой мировой и Великой Отечественной войн многие беженцы из разоренной врагом Белоруссии нашли себе приют на Ярославской земле. Ярославская государственная медицинская академия пережила своё второе рождение после размещения филиала белорусского медицинского института в Ярославле в годы Великой Отечественной войны. А при освобождении Белоруссии от врага в ее лесах и полях упокоились солдаты - уроженцы ярославского края. Ярославль и Белоруссия тесно сотрудничают во многих сферах производства, особенно в сфере дизельного автомобилестроения. Помнят ярославцы и тот факт, что предки Его Высокопреосвященства Патриаршего экзарха митрополита Минского и Слуцкого Филарета покоятся на ярославском Леонтьевском кладбище. Прадед Владыки, городской голова Ярославля в начале XX века Иван Александрович Вахромеев много потрудился для благоустройства нашего древнего города. Его радением в Ярославле появились водопровод, электростанция и трамвай. За его попечительность о нуждах Церкви и горожан царским указом ему было пожаловано дворянство. Кроме всего прочего он был председателем губернской ученой архивной комиссии и коллекционером древних рукописей, которые завещал Историческому музею в Москве.
Если же говорить о глубинной духовной основе нашего братства, то ею является общность православных святынь и святых, а также подвижников веры, пострадавших за Христа на Белорусской и Ярославской земле.
Если же говорить о глубинной духовной основе нашего братства, то ею является общность православных святынь и святых, а также подвижников веры, пострадавших за Христа на Белорусской и Ярославской земле.
Святитель Димитрий Ростовский
Почитаемый ярославцами Святитель Димитрий Ростовский в 1678 г. по приглашению Белорусского епископа Феодосия проповедовал в Слуцке в Братском Преображенском монастыре более года. В 1702 году он был назначен митрополитом Ростова. Своей новой пастве святитель произнёс: "не да послужите ми, но да послужу вам, по словам Господню, хотяй быти в вас первый, да будет всем слуга". Служение длилось семь лет. Сейчас мощи святого покоятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре г. Ростова Великого.
Почитаемый ярославцами Святитель Димитрий Ростовский в 1678 г. по приглашению Белорусского епископа Феодосия проповедовал в Слуцке в Братском Преображенском монастыре более года. В 1702 году он был назначен митрополитом Ростова. Своей новой пастве святитель произнёс: "не да послужите ми, но да послужу вам, по словам Господню, хотяй быти в вас первый, да будет всем слуга". Служение длилось семь лет. Сейчас мощи святого покоятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре г. Ростова Великого.
Приют для монахинь
Нельзя забыть святыни и имена людей, духовно и кровно связавших наши земли в богоборческом XX веке. В годы Первой мировой войны в Авраамиевом Богоявленском монастыре г. Ростова Великого поселились гонимые войной сестры Полоцкого женского монастыря. Они привезли с собой как великую святыню мощи основательницы своей обители преподобной Ефросинии. После революции для сестер наступили трудные времена. Некоторое время монастырь продолжал существовать, зарегистрировавшись как "Авраамиево-Богоявленское религиозное общество". Окормлявший монахинь архимандрит Неофит (Коробов) в 1927 году стал епископом Ветлужским. Там же в Ветлуге через 10 лет в 1937 году он был расстрелян. В 1929 году по распоряжению советских властей прекратилось богослужение в монастырских храмах. Часть монастырской общины перешла к общине Успенского кафедрального собора г. Ростова. После Великой Отечественной войны в монастырских постройках продолжала жить полоцкая инокиня Маргарита (Метла). В обители она исполняла послушание звонаря, а когда монастырь закрыли, она хранила множество старинных икон и книг из обители. После ее преставления 2 февраля 1966 года все это было разграблено, однако нетленное сокровище - Православную веру - она смогла передать некоторым посещавшим и слушавшим наставления детям. Со временем они стали первыми прихожанами храма, возрожденного в стенах обители.
Нельзя забыть святыни и имена людей, духовно и кровно связавших наши земли в богоборческом XX веке. В годы Первой мировой войны в Авраамиевом Богоявленском монастыре г. Ростова Великого поселились гонимые войной сестры Полоцкого женского монастыря. Они привезли с собой как великую святыню мощи основательницы своей обители преподобной Ефросинии. После революции для сестер наступили трудные времена. Некоторое время монастырь продолжал существовать, зарегистрировавшись как "Авраамиево-Богоявленское религиозное общество". Окормлявший монахинь архимандрит Неофит (Коробов) в 1927 году стал епископом Ветлужским. Там же в Ветлуге через 10 лет в 1937 году он был расстрелян. В 1929 году по распоряжению советских властей прекратилось богослужение в монастырских храмах. Часть монастырской общины перешла к общине Успенского кафедрального собора г. Ростова. После Великой Отечественной войны в монастырских постройках продолжала жить полоцкая инокиня Маргарита (Метла). В обители она исполняла послушание звонаря, а когда монастырь закрыли, она хранила множество старинных икон и книг из обители. После ее преставления 2 февраля 1966 года все это было разграблено, однако нетленное сокровище - Православную веру - она смогла передать некоторым посещавшим и слушавшим наставления детям. Со временем они стали первыми прихожанами храма, возрожденного в стенах обители.
Гонимые войной белорусские беженки нашли приют и в другом женском монастыре г. Ростова - Рождественском. Монахини Пелагея (Иванова) и Ефросинья (Головачек) служили в 1911-1915 годах в г. Полоцке Витебской губернии в Епархиальном духовном училище: одна в должности экономки, другая кухарки. Обстановка военного времени привела их на Ярославскую землю: с 1915 по 1929 годы они подвизались в Ростовском Рождественском монастыре, где и были пострижены архимандритом Неофитом в монашество. После закрытия монастыря они поселились в д. Бабки близ Варницкого монастыря г. Ростова (Варницы - родина преподобного Сергия Радонежского), где обе стали псаломщицами в одной еще действовавшей тогда монастырской церкви. В их доме было много икон, портретов Иоанна Кронштадтского и фотографий монашествующих. Они отправляли посылки ссыльному духовенству. Монахинь обвинили в участии в антисоветской церковной организации. При их аресте были отобраны частички святых мощей и одежды, частички раки преподобной Ефросиньи, святителя Димитрия Ростовского, преподобного Авраамия Ростовского, а также книга Иоанна Кронштадтского, которого монахини очень почитали. 29 июля 1931 года их приговорили к ссылке в Казахстан на 3 года.
Гонимые войной белорусские беженки нашли приют и в другом женском монастыре г. Ростова - Рождественском. Монахини Пелагея (Иванова) и Ефросинья (Головачек) служили в 1911-1915 годах в г. Полоцке Витебской губернии в Епархиальном духовном училище: одна в должности экономки, другая кухарки. Обстановка военного времени привела их на Ярославскую землю: с 1915 по 1929 годы они подвизались в Ростовском Рождественском монастыре, где и были пострижены архимандритом Неофитом в монашество. После закрытия монастыря они поселились в д. Бабки близ Варницкого монастыря г. Ростова (Варницы - родина преподобного Сергия Радонежского), где обе стали псаломщицами в одной еще действовавшей тогда монастырской церкви. В их доме было много икон, портретов Иоанна Кронштадтского и фотографий монашествующих. Они отправляли посылки ссыльному духовенству. Монахинь обвинили в участии в антисоветской церковной организации. При их аресте были отобраны частички святых мощей и одежды, частички раки преподобной Ефросиньи, святителя Димитрия Ростовского, преподобного Авраамия Ростовского, а также книга Иоанна Кронштадтского, которого монахини очень почитали. 29 июля 1931 года их приговорили к ссылке в Казахстан на 3 года.
Архиепископ Угличский Серафим (Самойлович)
Однако не только монахини, но и пострадавшие за Христа архиереи духовно связывают белорусскую землю и ярославский край. Один из них священномученик архиепископ Угличский Серафим (Самойлович). В начале XX века он ближайший помощник епископа Тихона (Белавина) в управлении Алеутско-Аляскинской епархией в Северной Америке. 13 апреля 1910 года иеромонах Серафим был поставлен наместником Могилево-Братского монастыря, но менее чем через два месяца, 23 июня 1910 года он был переведен в Ярославль и определен наместником Ярославского Толгского монастыря (За последние 15 лет монастырь восстановлен и стал жемчужиной Ярославской области). Казалось бы всего полсотни дней провел он на белорусской земле, но видимо и сам монастырь и его окружение глубоко запали ему в сердце. В 1915 году отец Серафим был назначен настоятелем Угличского Алексеевского монастыря и возведен в сан архимандрита. 15 февраля 1920 года состоялась хиротония отца Серафима во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Конец 1926 года в архипастырстве архиепископа Серафима был особо значим. Промыслом Божьим он был поставлен во главе нашей Церкви. Владыка Серафим стал Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и управлял Церковью до 12 апреля 1927 года. После освобождения из заключения митрополита Сергия (Страгородского) он передал ему свои Заместительские права.
Однако не только монахини, но и пострадавшие за Христа архиереи духовно связывают белорусскую землю и ярославский край. Один из них священномученик архиепископ Угличский Серафим (Самойлович). В начале XX века он ближайший помощник епископа Тихона (Белавина) в управлении Алеутско-Аляскинской епархией в Северной Америке. 13 апреля 1910 года иеромонах Серафим был поставлен наместником Могилево-Братского монастыря, но менее чем через два месяца, 23 июня 1910 года он был переведен в Ярославль и определен наместником Ярославского Толгского монастыря (За последние 15 лет монастырь восстановлен и стал жемчужиной Ярославской области). Казалось бы всего полсотни дней провел он на белорусской земле, но видимо и сам монастырь и его окружение глубоко запали ему в сердце. В 1915 году отец Серафим был назначен настоятелем Угличского Алексеевского монастыря и возведен в сан архимандрита. 15 февраля 1920 года состоялась хиротония отца Серафима во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Конец 1926 года в архипастырстве архиепископа Серафима был особо значим. Промыслом Божьим он был поставлен во главе нашей Церкви. Владыка Серафим стал Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и управлял Церковью до 12 апреля 1927 года. После освобождения из заключения митрополита Сергия (Страгородского) он передал ему свои Заместительские права.
За короткий срок своего первосвятительства архиепископ Серафим проявил себя стойким исповедником и мужественным хранителем интересов святой Церкви от посягательств гнавшей ее власти. Архиепископ Серафим отверг попытки вмешательства властей в церковные дела и отклонил предложенный ими состав Синода. Вскоре архиепископ Серафим был удален властями из Ярославской епархии. Он был арестован 17 февраля 1928 года и выслан в Могилев, находясь в шести верстах от города в Буйничском Свято-Духовом монастыре. Будучи в ссылке архиепископ Серафим вел переписку со своей паствой, укрепляя и наставляя пасомых быть твердыми исповедниками православной веры. Некоторые из них посещали Владыку в ссылке. У него было множество последователей, которые вслед за архипастырем окончили свой жизненный путь как мученики и исповедники веры. Здесь он узнал о кончине в октябре 1928 года митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела, хотел приехать на его похороны, отправил несколько телеграмм, но власти не дали разрешения на поездку в Ярославль. Текст последней его телеграммы из Могилева на имя архиепископа Варлаама (Ряшенцева) гласит: «На погребении быть не могу. Возношу молитвы о вечном упокоении блюстителя правды и мира церковного. Передайте, Владыко, осиротевшей пастве и всем окружающим гроб святителя мою глубокую скорбь в тяжелой утрате. Архиепископ Серафим».
За короткий срок своего первосвятительства архиепископ Серафим проявил себя стойким исповедником и мужественным хранителем интересов святой Церкви от посягательств гнавшей ее власти. Архиепископ Серафим отверг попытки вмешательства властей в церковные дела и отклонил предложенный ими состав Синода. Вскоре архиепископ Серафим был удален властями из Ярославской епархии. Он был арестован 17 февраля 1928 года и выслан в Могилев, находясь в шести верстах от города в Буйничском Свято-Духовом монастыре. Будучи в ссылке архиепископ Серафим вел переписку со своей паствой, укрепляя и наставляя пасомых быть твердыми исповедниками православной веры. Некоторые из них посещали Владыку в ссылке. У него было множество последователей, которые вслед за архипастырем окончили свой жизненный путь как мученики и исповедники веры. Здесь он узнал о кончине в октябре 1928 года митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела, хотел приехать на его похороны, отправил несколько телеграмм, но власти не дали разрешения на поездку в Ярославль. Текст последней его телеграммы из Могилева на имя архиепископа Варлаама (Ряшенцева) гласит: «На погребении быть не могу. Возношу молитвы о вечном упокоении блюстителя правды и мира церковного. Передайте, Владыко, осиротевшей пастве и всем окружающим гроб святителя мою глубокую скорбь в тяжелой утрате. Архиепископ Серафим».
В марте 1929 года Владыка Серафим вновь был арестован в Могилеве и осужден на три года заключения в лагере. Начался последний этап его жизни, исполненный страданий и гонений. Мужественное исповедничество завершилось святым мученичеством. 9 ноября 1937 года священномученик Серафим был расстрелян. Закончилась святым подвигом необыкновенно чистая, светлая и нравственно цельная жизнь, от юности до последнего вздоха отданная Богу и людям. На Юбилейном архиерейском соборе РПЦ в августе 2000 года архиепископ Серафим был причтен к лику священномучеников.
В марте 1929 года Владыка Серафим вновь был арестован в Могилеве и осужден на три года заключения в лагере. Начался последний этап его жизни, исполненный страданий и гонений. Мужественное исповедничество завершилось святым мученичеством. 9 ноября 1937 года священномученик Серафим был расстрелян. Закончилась святым подвигом необыкновенно чистая, светлая и нравственно цельная жизнь, от юности до последнего вздоха отданная Богу и людям. На Юбилейном архиерейском соборе РПЦ в августе 2000 года архиепископ Серафим был причтен к лику священномучеников.
Архиепископ Варлаам (Ряшенцев)
Другим пострадавшим за Христа архиереем, духовно связующим ярославскую и белорусскую землю, является архиепископ Варлаам (Ряшенцев).
Другим пострадавшим за Христа архиереем, духовно связующим ярославскую и белорусскую землю, является архиепископ Варлаам (Ряшенцев).
Выдающийся иерарх Церкви, мудрый духовный писатель и наставник, прозорливый старец, кроткий и смиренный подвижник, терпеливо переносящий страдания, сочетавший в себе неколебимую твердость в отношении церковных канонов с внимательностью к немощам и нуждам паствы - таким видится сегодня образ владыки Варлаама. Соратник, сотрудник и сомолитвенник митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского), он был его верной опорой в тяжелые дни церковных нестроений и разгула воинствующего атеизма. Однако до этого он несколько лет подвизался на белорусской земле: в 1913-1922 годах он возглавлял Мстиславскую кафедру и был временным управляющим Гомельской кафедрой, в 1922 и в 1924 годах был временно управляющим Могилевской кафедрой. В 1919 году он был судим Ревтрибуналом и приговорен к 2 годам лишения свободы, а в 1922 году был выслан из Белоруссии и проживал под Москвой. И тогда, и всю последующую жизнь он не терял связи со своей белорусской паствой, наставляя в письмах своих духовных чад. Архиепископ Варлаам один год провел в заключении в Ярославском политизоляторе. В 1926 году ему пришлось остаться в Ярославле, т.к. после освобождения ему было запрещено проживание в Псковской области, где он до этого был правящим архиереем. В декабре 1927 года он был назначен временно исполняющим обязанности Управляющего Любимским и Ростовским викариатствами Ярославской епархии. В подведомственных ему викариатствах насчитывалось около 300 общин. Архиепископ Варлаам был арестован в сентябре 1929 года. Его обвинили в руководстве контрреволюционной организацией ИПЦ и приговорили к 3 годам лишения свободы. Отбывал наказание в Севитлагере ОГПУ (г. Котлас), затем в Беломорских лагерях. Там его обвинили в попытке сообщить в английское посольство о положении заключенных в СССР. В мае 1931 года Владыка Варлаам был приговорен к десяти годам лишения свободы. Отбывал наказание на Соловках, досрочно освобожден и выслан в город Вологду на оставшийся срок. В 1940 году вновь арестован и осужден к расстрелу, который вскоре заменили 10 годами лишения свободы. Умер в тюремной больнице в г. Вологде 20 февраля 1942 года.
Выдающийся иерарх Церкви, мудрый духовный писатель и наставник, прозорливый старец, кроткий и смиренный подвижник, терпеливо переносящий страдания, сочетавший в себе неколебимую твердость в отношении церковных канонов с внимательностью к немощам и нуждам паствы - таким видится сегодня образ владыки Варлаама. Соратник, сотрудник и сомолитвенник митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского), он был его верной опорой в тяжелые дни церковных нестроений и разгула воинствующего атеизма. Однако до этого он несколько лет подвизался на белорусской земле: в 1913-1922 годах он возглавлял Мстиславскую кафедру и был временным управляющим Гомельской кафедрой, в 1922 и в 1924 годах был временно управляющим Могилевской кафедрой. В 1919 году он был судим Ревтрибуналом и приговорен к 2 годам лишения свободы, а в 1922 году был выслан из Белоруссии и проживал под Москвой. И тогда, и всю последующую жизнь он не терял связи со своей белорусской паствой, наставляя в письмах своих духовных чад. Архиепископ Варлаам один год провел в заключении в Ярославском политизоляторе. В 1926 году ему пришлось остаться в Ярославле, т.к. после освобождения ему было запрещено проживание в Псковской области, где он до этого был правящим архиереем. В декабре 1927 года он был назначен временно исполняющим обязанности Управляющего Любимским и Ростовским викариатствами Ярославской епархии. В подведомственных ему викариатствах насчитывалось около 300 общин. Архиепископ Варлаам был арестован в сентябре 1929 года. Его обвинили в руководстве контрреволюционной организацией ИПЦ и приговорили к 3 годам лишения свободы. Отбывал наказание в Севитлагере ОГПУ (г. Котлас), затем в Беломорских лагерях. Там его обвинили в попытке сообщить в английское посольство о положении заключенных в СССР. В мае 1931 года Владыка Варлаам был приговорен к десяти годам лишения свободы. Отбывал наказание на Соловках, досрочно освобожден и выслан в город Вологду на оставшийся срок. В 1940 году вновь арестован и осужден к расстрелу, который вскоре заменили 10 годами лишения свободы. Умер в тюремной больнице в г. Вологде 20 февраля 1942 года.
Владыка всегда и везде помнил своих духовных чад, переписывался со своей паствой, наставлял в вере. Его эпистолярное наследие имеет большую духовную ценность. В его письмах к ярославским и белорусским духовным чадам содержится много ценнейших духовных наставлений, основанных как на личном опыте христианина-подвижника, так и на глубоком проникновении в учение святых отцов православной Церкви. Вот некоторые из них:
Владыка всегда и везде помнил своих духовных чад, переписывался со своей паствой, наставлял в вере. Его эпистолярное наследие имеет большую духовную ценность. В его письмах к ярославским и белорусским духовным чадам содержится много ценнейших духовных наставлений, основанных как на личном опыте христианина-подвижника, так и на глубоком проникновении в учение святых отцов православной Церкви. Вот некоторые из них:
«Приветствую моих духовных чад!
«Приветствую моих духовных чад!
Не ждите добродетели, как выпечки блинов, она достигается годами, а что нужно - это всегда, даже до гроба, принуждать себя ко всякому добру, оплакивать погрешности и смиряться, надеясь, что Господь не осудит смиренного и сокрушенного сердцем.
Не ждите добродетели, как выпечки блинов, она достигается годами, а что нужно - это всегда, даже до гроба, принуждать себя ко всякому добру, оплакивать погрешности и смиряться, надеясь, что Господь не осудит смиренного и сокрушенного сердцем.
И смирение, опять, приобрести трудно, но, по крайней мере, стремись к нему, и укоряй себя, как мытарь. Это могут делать все. Надо со грехом бороться всегда и укорять себя за неисправность и грехи, и смиряться, и оплакивать, за это Господь и помилует. А исправности ждать на небе, на том свете.
И смирение, опять, приобрести трудно, но, по крайней мере, стремись к нему, и укоряй себя, как мытарь. Это могут делать все. Надо со грехом бороться всегда и укорять себя за неисправность и грехи, и смиряться, и оплакивать, за это Господь и помилует. А исправности ждать на небе, на том свете.
Худо бывает, когда человек при неисправности еще и дерзок, не смиряется, от этого отставать надо.
Худо бывает, когда человек при неисправности еще и дерзок, не смиряется, от этого отставать надо.
Архиепископ Варлаам».
Архиепископ Варлаам».
«Молитвенно приветствую всех вас, своих духовных чад!
«Молитвенно приветствую всех вас, своих духовных чад!
Желаю вам всем идти путем правым, Божиим, не свертывая на распутии, не потерять венец. Чтобы этого на веки печального конца не случилось с вами, нужно всегда возобновлять в памяти главные основы. В чем заключаются эти основы? Многие подумывают, что они заключаются в молитве, в посте, в целомудрии, нестяжательности. И это отчасти верно, и тоже весьма необходимо, но все-таки это не самое главное. Пример фарисея показывает, что и пост, и молитва могут быть и не приняты Богом. Ничего не ест и бес. И нерадивые девы блюли целомудрие и не имели стяжаний. Однако, все указанные добрые подвиги не помогли перечисленным лицам: они отвергнуты Господом за то, что не имели в душе главного, не имели соли, которая осолила бы духовные подвиги и соделала их пригодными и доброплодными. Вот как важно иметь основу в душе, фундамент. Да и в житейских делах без фундамента не прочно никакое дело и никакая вещь.
Желаю вам всем идти путем правым, Божиим, не свертывая на распутии, не потерять венец. Чтобы этого на веки печального конца не случилось с вами, нужно всегда возобновлять в памяти главные основы. В чем заключаются эти основы? Многие подумывают, что они заключаются в молитве, в посте, в целомудрии, нестяжательности. И это отчасти верно, и тоже весьма необходимо, но все-таки это не самое главное. Пример фарисея показывает, что и пост, и молитва могут быть и не приняты Богом. Ничего не ест и бес. И нерадивые девы блюли целомудрие и не имели стяжаний. Однако, все указанные добрые подвиги не помогли перечисленным лицам: они отвергнуты Господом за то, что не имели в душе главного, не имели соли, которая осолила бы духовные подвиги и соделала их пригодными и доброплодными. Вот как важно иметь основу в душе, фундамент. Да и в житейских делах без фундамента не прочно никакое дело и никакая вещь.
Итак, в чем же главная основа духовной жизни? Тем более равноангельской? Слово Божие говорит об этом ясно: «На кого воззрю, - спрашивает Господь, - только на кроткого и смиренного»... Ибо послушание паче поста и молитвы. Итак, вот главная основа: смирение, послушание и кротость. Без них теряют цену все наши подвиги. Монах без послушания тоже, что мирянин. Ангел, живущий без послушания и живущий по своей воле, есть бес. Он бесом соделался через ослушание и дальнейшее противоречие и противоборство. Как известно, жизнь наша духовная протекает теперь в большом неустройстве и без руководства. Вот и нужно еще больше испытывать себя, как советует апостол: «В вере ли мы?» Или уже потеряли главное, т.е. основу, или близки к потере, уклонились на самостоятельную жизнь, выйдя из воли Благодати, а вместе и утеряв первую Благодать?
Итак, в чем же главная основа духовной жизни? Тем более равноангельской? Слово Божие говорит об этом ясно: «На кого воззрю, - спрашивает Господь, - только на кроткого и смиренного»... Ибо послушание паче поста и молитвы. Итак, вот главная основа: смирение, послушание и кротость. Без них теряют цену все наши подвиги. Монах без послушания тоже, что мирянин. Ангел, живущий без послушания и живущий по своей воле, есть бес. Он бесом соделался через ослушание и дальнейшее противоречие и противоборство. Как известно, жизнь наша духовная протекает теперь в большом неустройстве и без руководства. Вот и нужно еще больше испытывать себя, как советует апостол: «В вере ли мы?» Или уже потеряли главное, т.е. основу, или близки к потере, уклонились на самостоятельную жизнь, выйдя из воли Благодати, а вместе и утеряв первую Благодать?
Вот в духовной жизни грех ослушания и своеволия один из самых тяжелых. Наоборот, послушание и смирение сильны сами по себе и без других подвигов и даже при больших грехах, как это видим на примере мытаря, блудницы и блудного сына покаявшихся.
Вот в духовной жизни грех ослушания и своеволия один из самых тяжелых. Наоборот, послушание и смирение сильны сами по себе и без других подвигов и даже при больших грехах, как это видим на примере мытаря, блудницы и блудного сына покаявшихся.
Архиепископ Варлаам».
Архиепископ Варлаам».
Духовно-нравственные примеры святых и подвижников веры Белоруссии и Ярославского края лучше многих слов и объяснений ведут человека к святости, которую не могут победить ни угрозы, ни пытки, ни сама смерть.
Духовно-нравственные примеры святых и подвижников веры Белоруссии и Ярославского края лучше многих слов и объяснений ведут человека к святости, которую не могут победить ни угрозы, ни пытки, ни сама смерть.
Источник:
Я. В. Волков. Духовно-нравственные примеры святых и подвижников веры Белоруссии и Ярославского края. // I Международные Свято-Пантелеимоновские образовательные
чтения (Минск, 2 - 3 июня , 2005 г.)
|