На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


Газета "Воскресение" / №10 2006

Люди и судьбы


Это только в сказках свадьбой все заканчивается.
А в жизни после свадьбы все только начинается…


И вот однажды моя, тогда еще довольно маленькая, дочка прибежала ко мне необычайно взволнованная. «Мама, приехал отец Геннадий с семьей. Представляешь, у них только одна девочка и пять мальчишек!» Волнение было понятным. Как и водится в детских компаниях, девчатам немало доставалось от озорных ребят: и мелких каверз, и острых словечек, и настоящих синяков.

Прошло еще несколько дней. Дочь снова поделилась наблюдениями, которые ее просто потрясли: «Представляешь, у них и мальчики все хорошие. Они никого не обижают!» Да и взрослые не переставляли удивляться и радоваться, наблюдая за детьми, которые были всегда веселы и доброжелательны, которым не нужно было повторять просьбы дважды. Старшие весьма умело справлялись с малышами, даже с еще грудным Данилкой, а младшие с радостью помогали по хозяйству.

После этого мне неоднократно приходилось бывать в гостеприимном доме семьи Михеткиных, все более убеждаясь в том, что и налаженный порядок, и взаимоотношения между детьми, в первую очередь — заслуга матушки.

В прошлом году она была удостоена и государственной награды: ордена Матери-героини.

Я попросила матушку Евгению поделиться с читателями газеты секретами семейного уклада. И хотя ни о каких сенсационных рецептах счастья речь не шла, беседа показалась мне весьма поучительной и интересной.

— Матушка, давно ли вы живете здесь, в Лоске?

— Давно. Замуж я вышла в 19 лет. Почти сразу мужа рукоположили в священники, и мы с тех пор живем здесь, в деревне.

— Как складывалась жизнь до этого?

— После школы я хотела стать биологом, поступила в университет, через год перевелась на заочное отделение, работала в Академии Наук в лаборатории генетики и цитологии. Завершить образование так и не вышло. Это был возраст исканий, метаний. Случайно (как тогда казалось) познакомилась с верующими людьми. Пришла в храм, одно время пела на клиросе в соборе. Затем стала помогать шить облачения. Очень скоро познакомилась с будущим мужем, который прислуживал здесь в церкви. Все было как-то стремительно...

— Как вы представляли свое будущее в юности?

— Наверное, в разное время по-разному. Но недавно мы праздновали двадцатилетие окончания школы, и наша учительница принесла старые сочинения, которые хранила все эти годы. (Сочинение матушка мне показала. Там я с удивлением прочитала: детей у меня будет много, 6 или 7, они будут послушные и добрые. А еще у меня будет хороший муж…)

— А был ли опыт деревенской жизни, ведения хозяйства?

— Это только в сказках свадьбой все заканчивается. А в жизни после свадьбы все только начинается… Опыта почти не было, только в институте работала над выращиванием сои, помидоров. Пришлось всему учиться. Поначалу огорода не было. Когда ждала первого ребенка, ощутила серьезность происходящего, стала думать о том, что ребенку будут нужны свежие овощи, интерес появился к хозяйству, стали что-то сажать.

— Детей растить кто-то помогал — бабушки, например?

— Когда должен был родиться первый ребенок, я поехала к маме. Здесь не было совсем никаких условий. Но уже через год вернулась сюда, чувствовала, что семья должна быть вместе, остальные дети появились тут.

— А батюшка помогал по хозяйству?

— Мне кажется, что есть общая проблема мужчин: когда рождаются дети, они, особенно в молодости, начинают чувствовать себя как бы лишними — ведь теперь почти все внимание уделяется не им. Они ищут себе какое-то дело, чтобы обеспечить семью, мало бывают дома. Но когда появился третий ребенок — дочь Маша, батюшка серьезно подключился к домашним проблемам.

— Как вам удалось воспитать детей такими послушными помощниками?

— Думаю, во всех многодетных семьях так должно быть. Кажется, мы не делали для этого ничего специально, просто иначе невозможно было справиться. Дети это видели. Еще многое зависит от их характера. Например, наш старший сын — Вася маленьких очень любит, ему нравится их нянчить, разглядывать, играть. С этим нам просто повезло. Другие дети не так, хотя тоже умеют и помыть, и переодеть.

— У каждого ребенка есть постоянные обязанности в семье, или вы даете поручения тому, кто попался на глаза?

— Многие обязанности зависят от возраста детей. Старшие могут многое делать по хозяйству. Но постоянных обязанностей нет. Первые трое детей появились один за другим, было очень трудно. Вспоминаю усталость, бессонные ночи, неприготовленный обед, неубранный дом. Постоянно приходили, приезжали люди. Ощущение дискомфорта, какого-то неразрешенного конфликта. Как только дети чуть-чуть подросли, они включились в работу: кто-то пошел пеленки полоскать, кто-то со стола убрал. Дети многое умеют. Если нас нет дома, мы уезжаем, старшие сами могут и обед сварить. Убирают обычно дети. По огороду в основном управляюсь сама, хотя они помогают: и прополоть грядки, и лук убрать, вот теперь яблоки собирают.

— В вашей семье очень спокойная, дружеская обстановка. Неужели совсем не бывает конфликтов между детьми и родителями?

— Бывают сложности, но они не перерастают в конфликт. Самое главное: никто не мешает выражать недовольство, никому не нужно подавлять свои чувства. Дети могут высказать свое мнение, пусть даже резкое, и друг другу, и родителям. Мы начинаем выяснять: откуда это недовольство, в чем причины. Иногда я поручаю кому-то из детей работу, а им в это время хочется погулять. Если мне говорят: «А ты сама не можешь это сделать?», я пытаюсь объективно объяснить, что одной невозможно справиться со всем. Иногда предлагаю меняться на другую работу, например: я за вас уберу, а вы сварите обед. Если я чувствую, что в раздражении накричала на кого-то, отшлепала, я прошу прощения, оправдываюсь, чтобы ребенок понял, что я люблю его, но проявила слабость. Я чувствую в этом потребность. И, конечно, стараюсь, чтобы такие случаи были очень редкими.

— То есть отношения между родителями и детьми строятся не по схеме «начальник — подчиненный», а по принципу «человек-человек»?

— Да, это очень важно. У детей есть свои тайны, секреты, иногда мне хочется, чтобы они были более откровенными, но уважаю их право что-то не рассказать.

— Как складываются у детей дела в школе, стараются ли они учиться? Приходится ли помогать с уроками?

— У старшего сына большой интерес к учебе: он уже понимает, что от образования зависит дальнейшая жизнь человека: какую он сможет найти работу, как будет обеспечена его семья. Остальные дети пока не прочувствовали необходимость учиться, хотя оценки неплохие. Лучше всех учеба дается Маше, и почерк у нее самый хороший, может, просто девочкам это легче дается. Помогать с уроками иногда приходится старшим, у них сложнее предметы. А младшим уже старшие помогают: и почитают, и примеры проверят.

— Кроме общеобразовательной, дети посещают еще музыкальную и художественную школу. Насколько это традиционно для местных жителей? Чье было решение учить детей музыке? С охотой ли они занимаются, или нужно заставлять?

— Трое старших детей окончили художественную школу, четвертый — Алеша — не доучился. И на музыку, и в художественную школу нужно ездить в соседнюю деревню. Конечно, это было наше обоюдное решение. Я считала, что музыкальное образование очень важно, сама жалела, что не окончила обучение музыке. Батюшка меня поддержал: пример праздно шатающихся деревенских детей повторять не хотелось. Машины у нас не было долго, а музыкальная школа в другой деревне. Батюшка возил детей на занятия на коне, зимой ездили в санях по сугробам. Среди местного населения обучение музыке, живописи совсем непопулярно. Даже учителя в школе говорят детям: «Зачем вам это нужно»?. А желание детей учиться зависит от того, насколько хорошо у них получается. Приятна и похвала от учителя. Заставлять детей учиться не приходится, но напоминать и контролировать нужно.

— А какие в вашей семье есть интересные традиции, любимые праздники.

— Очень любим праздновать Рождество, Пасху, особенно детям нравится обычай садиться за праздничный стол после ночной службы. А еще у нас все любят дни рождения. Когда именинник просыпается, его уже ждет какой-то сюрприз. Это может быть и множество надутых воздушных шариков, и долгожданный подарок, который нужно еще отыскать. Все готовят подарки, сделанные своими руками, обязательно желают друг другу что-то очень личное и важное, потом мы придумываем веселые игры, конкурсы.

— В храм на службы ходите все вместе?

— К сожалению, это не всегда возможно, храм не отапливается, и малышей приходится оставлять дома, приводить позже — к Причастию. С ними остается кто-то, чаще Маша, потому что старшие мальчики прислуживают в алтаре, а я пою и читаю на клиросе.

— Матушка, часто приходится слышать спор о том, чего больше в материнстве: трудностей или радости. Как вы могли бы ответить на этот вопрос?

— Хватает и радостей, и трудностей. Как-то этапами. Пока дети маленькие — труднее, кроме работы ведь есть еще ответственность за семью. Для того, чтобы женщина ощущала радость, ей нужна помощь от ближних. Ведь бывает, что идешь домой уставшая, с мыслями о том, как много работы тебя ждет. И вдруг оказывается, что к твоему приходу уже все сделали, о тебе позаботились. Это так приятно, такая мимолетная радость очень важна. А вообще, наверное, на этот вопрос может отвечать мать, которая уже вырастила детей, имеет внуков. Ведь самая большая радость — когда мечты осуществляются..

— Если можно, я задам очень щепетильный вопрос. Как такой большой семье преодолеть материальные трудности?

— В этом плане тоже бывали разные периоды. Было и совсем тяжело, когда не хватало на самое необходимое. Теперь тоже бывает по-всякому. Но мы пришли к выводу, что надо жить, не откладывая на потом. Нет денег — будут. Когда люди без конца откладывают, экономят, им все больше не хватает. Конечно, иногда нужно отложить, собрать деньги на конкретную вещь. Но не копить на «черный день». Иначе все дни становятся черными. Материальные средства — это все дар Божий.

— Многие видят серьезную проблему многодетных семей в том, что детям нужно дать образование. А это в последние годы становится все сложнее и дороже. Как вы видите их будущее?

— Конечно, нас тоже очень беспокоит эта проблема, мы очень хотим, чтобы дети получили хорошее образование. Но мы люди верующие, православные, и без Бога никак не представляем свое будущее. Конечно, есть поговорка «На Бога надейся, а сам не плошай», то есть надо работать, стараться. Но главное — упование, что Господь откроет путь, поможет, а если необходимо, и средства даст.

— От всей души хочется пожелать вашей замечательной семье счастья!

Елена Михаленко,

главный редактор

 
В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым