На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


Газета "Воскресение" / №6 2007

Православие и современность


Кем быть: как помочь в выборе?


Наступает июнь. В рядах выпускников школ наблюдается движение, волнение, что говорит о напряженном периоде в их жизни — выборе профессии.

Устный и письменный опрос старшеклассников некоторых школ и гимназий г. Минска показал, что 78 % юношей и 69 % девушек выбрали профессию и учебное заведение еще в младшем школьном возрасте. Сейчас для них главное — сдать экзамены в школе и пройти централизованное тестирование.

Почему же все-таки 22% выпускников затрудняется в выборе профессии? Вполне логично и уверенно все опрошенные ответили, что профессия дает возможность человеку чувствовать себя самостоятельным и независимым, полноценной личностью. Очень многие выпускники понимают, что существуют интересные, востребованные и даже «модные» профессии, которые дают человеку экономическую свободу. А также «менее значимые», когда человек — представитель такой профессии — чувствует себя униженным, старается не называть место своей работы, заранее придумывает, как ввести в заблуждение того, кто интересуется, где он работает.

Из перечисленных в опроснике профессий в ряду наиболее престижных, по мнению выпускников, оказались профессии врача, адвоката, журналиста, модельера, косметолога, телеведущего, режиссера, менеджера, дизайнера, ресторатора. Беседы с выпускниками показывают иногда полное отсутствие у них знаний об учебных заведениях, в которых можно получить профессиональную подготовку.

Как показывает практика, большинство юношей и девушек — 90% выпускников — ориентируются в вопросе выбора профессии на мнение своих родителей. С этим можно согласиться, так как только родители знают о задатках, способностях и увлечениях своих детей, и можно ли эти интересы и увлечения перевести в разряд профессиональных. Более того, большинство родителей приучают своих детей к профессиональному труду с раннего детства. Известны семейные династии врачей, учителей, актеров, юристов, психологов, экономистов, рабочих. С годами оттачивается мастерство, приобретается профессиональная пригодность и мотивация: получает ли сын или дочь радость и удовлетворение от выполненной работы? Осознает ли значимость своего труда? Я знаю маму одной девочки, которая очень рано, с 2-летнего возраста, заметила интерес дочери к рисованию и стала развивать ее способности. В настоящее время эта девочка выросла и успешно освоила профессию дизайнера. И мать, и дочь очень счастливы, хотя и были на этом пути и слезы, и обиды, но все это преодолевалось вместе и с улыбкой. Мама девочки не была художником, но обладала хорошим вкусом, чувством прекрасного и, видимо, еще большим терпением, настойчивостью, которые подогревались желанием видеть свою дочь успешной. Девочка окончила художественную школу, художественное училище, а затем и высшее профессиональное учебное заведение.

Помочь своему ребенку состояться в профессиональном смысле... Очень часто видишь, как мамы, бабушки провожают детей на занятия спортом, музыкой. Современные дети чуть ли не с пеленок начинают изучение иностранных языков. Образование часто стоит больших материальных вложений, физических и нравственных сил, готовности родителей использовать во благо своих детей все имеющиеся ресурсы. Очень важно родителям, учителям создать у детей мотивацию к успешному овладению профессией, помочь им понять себя, свои способности, использовать свои внутренние возможности, быть готовыми к преодолению трудностей. Ведь и слово «труд» связано со словом «трудно». Я знаю многих уже взрослых мужчин, которые так и не окончили ни одного учебного заведения, хотя и таланты были. Но, видимо, добрая рука помощи мамы и папы отсутствовала. Остались только тревога и жалость к себе: годы ушли, а образования нет.

Профессионализм — это не только знания и последующие умения и навыки, но и свой стиль, понимание своей значимости в этой профессии, любовь к делу, которым занимаешься профессионально. Содержание труда и овладение знаниями, умениями и навыками — это большой труд, требующий от человека волевых усилий, самоанализа, стремления к самосовершенствованию, уверенности в себе, смекалки, знания способов преодоления трудностей. Родители, конечно, представляют и знают, что если дети не отличаются учебным трудолюбием, и их познавательные интересы не слишком широки, то и содержание их будущей профессии не должно быть связано с умственным трудом, теоретическими знаниями. В любом случае, то, как учатся дети в школе, какие виды деятельности являются у них ведущими, — учеба или физический труд, спорт или игра, компьютер или книги, — все это является для родителей той задачей, которую надо решить, не «заглядывая в ответы», сознательно и уверенно. Ведь выбор профессии должен быть обоснованным, с учетом задатков, склонностей и способностей каждого человека, каким бы он ни был: смелым или застенчивым, отличником или середнячком, лидером или хорошим исполнителем. Ясно одно: родители должны помочь детям в выборе профессии, создании собственной биографии.

В современной школе ученик признается главной действующей фигурой образовательного процесса. Такой же главной фигурой на пути выбора своей профессии он должен быть и дома. В этом заинтересованы все: государство, школа, семья. Родители должны видеть в своем ребенке полноправного сотрудника: он должен самостоятельно изучать теорию и содержание труда по выбранной профессии, выполнять задания, решать задачи, проявлять эмоциональное отношение и свою позицию, делать собственные выводы, проявлять самостоятельность и волю, показывать свое желание достичь мастерства. Родители должны внимательно относиться не только к интеллектуальному развитию своего ребенка, но и к внутреннему миру, к неповторимости ситуаций, проявлять уважение к личности своего сына или дочери. Я могу привести в пример одного знакомого строителя. Как строитель и профессионал он просто замечательный, как говорится, «мастер — золотые руки». Но он сумел проявить себя и как отец. Выезжая на объект строительства, он часто брал с собой сыновей. Вначале дети трудились на подсобных работах, а через год-два уже могли под руководством отца выполнять и сложные задания по строительству. Впоследствии мальчики окончили строительный институт, получили теоретические знания и практические навыки.

История человечества знает немало подвигов родителей в области профессионального обучения детей: стоит только вспомнить, как формировалась личность Петра I: современники называли его воинов «потешные войска», т.е. солдатами для потехи, а опыт отца, царя Алексея Михайловича по воспитанию младшего сына Петра видится поучительным. Сын стал первым Российским императором, получил не только приставку «Великий» к имени, но и оставил след в истории, как выдающийся государственный деятель, полководец. А его «потешные войска» стали регулярной, хорошо обученной армией.

Успехов Вам, дорогие родители! Нет ничего радостнее в жизни, чем видеть, что твои дети успешно справляются с любимым делом на благо людям. Благослови Господь, Ваши старания!

Прокопьева Зарема Исхаковна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики БГПУ им. М. Танка


 
В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым