На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


ГАЗЕТА "ВОСКРЕСЕНИЕ" / № 11 2004

Православие и современность

Проповедь с гитарой

Hа каком языке нужно проповедовать людям православные истины? Ответ очевиден - на языке, который этим людям близок и понятен. Какими средствами можно приобщать к Православию современную молодежь? - Теми средствами, которые будут понятны и интересны молодым. В том, что это возможно, не осталось сомнений у посетителей выставки-ярмарки "Беларусь Православная", слышавших выступления лауреатов Александро-Невского фестиваля православной патриотической песни. Замечательные песни музыкантов из Петербурга, Витебска, Минска никого не оставили равнодушными. Ведь в них и хорошая поэзия, и современная музыка, и, главное, - живая православная вера. Среди зрителей были люди всех возрастов, но больше всего - молодежь. Многие пришли на концерт специально, но заметно было, что пришедшие в это время на выставку экскурсанты-старшеклассники подолгу задерживались у сцены, проявляли явную заинтересованность.

Движение православной бардовской песни активно развивается в Санкт-Петербурге. О том, как оно зародилось, какие задачи видят ребята перед собой, мы беседуем с гостями из города на Неве.
Сергей Учанейшвили, председатель оргкомитета Александро-Невского фестиваля православной патриотической авторской песни:

- Сергей, расскажите, пожалуйста об истории фестиваля.

-Изначально мы занимались песнями в стиле рок. В годовщину гибели Игоря Талькова решили организовать в его память благотворительный концерт, пригласить известных рок-музыкантов, лучшие группы. Константин Кинчев, руководитель группы "Алиса" дал согласие участвовать в концерте, но при условии, что мы возьмем на организацию благословение правящего архиерея. Мы пошли в епархию, узнали, что подобное благословение не могут получить частные лица. Возникла идея создать православную молодежную организацию. Так появился Александро-Невский союз молодежи при Александро-Невской лавре. Нас поддержал молодежный отдел Санкт-Петербургской епархии. Затем так вышло, что мы отошли от рок-музыки и занялись бардовской песней. На знаменитом Грушинском фестивале самодеятельной песни (Куйбышев) мы вместе с московскими бардами организовали православный лагерь. Было очень интересное общение, много талантливых поэтов, музыкантов. Мы решили организовать в Петербурге свой Александро-Невский фестиваль православной патриотической песни. Сейчас ему уже три года. Ежегодный фестиваль проходит в четыре тура, даты их проведения связаны с памятными датами жития Александра Невского. Наши концерты популярны среди молодежи, нас стали приглашать в различные города России, в бывшие союзные республики. Так возникло настоящее международное движение православной бардовской песни.

- Наблюдая за тем, как вас принимают зрители, можно придти к выводу, что песни под гитару - оптимальный язык общения с молодежью, лучший способ привлечь их к православной культуре.


-Это язык общения не только с молодежью. Это ключик к самым разным аудиториям. Мы выступаем в школах, военных училищах, ВУЗах, даже в тюрьме. Люди слушают наши песни, мы сеем зернышки православной веры. Во многие организации не пустили бы проповедника, священника, а форма концерта патриотической песни приемлема везде, да и слушают ее с большим желанием. Для каждой аудитории нужно подобрать свой стиль общения, где-то уместен просто концерт, где-то мы проводим различные конкурсы.
(Концерт на ярмарке в Минске Сергей вел как опытный шоумен).

-Многие ли ребята остаются с Вами не только из-за любви к музыке, но из-за стремления узнать истины Православия?


-Каждую встречу с людьми нужно использовать для рассказа о вечных истинах, не только о религии, но и о нравственности. Для подростков очень интересны рассказы из жизни, своей или чьей-то. Иногда рассказы о чужих ошибках помогают уберечь детей от своих. Хуже всего подростки воспринимают запреты, а вот житейские истории остаются в памяти, заставляют задуматься. Однажды я ездил в качестве экскурсовода с группой школьников в Кронштадт. Всю дорогу рассказывал о церковной истории, о современности, о молодежных проблемах. По окончании поездки учительница сказала, что наша беседа заменила с десяток классных часов. Пусть кто-то после наших встреч еще не придет в Церковь, но бросит курить, пить, почувствует неприятие разврата - это уже замечательно. Но многих интересуют и серьезные духовные вопросы.

Сергей Шаров, заместитель председателя молодежного отдела Санкт-Петербургской епархии по общественным связям.

- Чем занимается Ваш молодежный отдел?


-Нашему отделу необходимо координировать всю миссионерскую работу с молодежью в епархии. Если сравнить молодежную работу с машиной, то мы играем роль стартера. Также мы являлись инициаторами международных проектов. Мы организовывали фестивали в Петербурге, участвовали в молодежном крестном ходе из Гомеля в Чернигов. тогда же возникла идея организовать международный крестный ход "Общий путь Одигитрия", который прошел бы по землям Беларуси, России, Украины. Эта акция состоялась благодаря поддержке Санкт-Петербургской, Витебской и Смоленской епархий. Она включала в себя сам крестный ход, конкурс авторской песни "Небо славян", который прошел в Витебске, международный велопробег, молодежный православный лагерь "Дружба". По инициативе молодежного отдела в 14-тысячной аудитории ледового дворца прошел рождественский концерт "Рок к Небу", где выступали популярные музыканты, там же с молодежью беседовал диакон Андрей Кураев.

- Каковы впечатления от Беларуси?


-Cамые наилучшие. Удивителен интерес к православной культуре. Больше всего поразило, что школьники с учителями приходят сюда на экскурсию, это замечательно. Обязательно в Петербурге расскажу о таком опыте, хорошо бы его перенять и нашей системе образования. Вообще, духовная жизнь в Беларуси кажется более спокойной. В России сильнее чувствуется информационная война, враждебность западной идеологии.

Антон Галицкий, педагог, психолог, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета, поэт, музыкант, отец пятерых детей:

- Антон, как Вы с позиций педагога оцениваете такую форму общения с молодежью, как концерт православной самодеятельной песни?


-По-моему, польза от такого общения очевидна. Сейчас я думаю о том, что нужно проводить не просто концерты, а концерты-беседы. Нужно не только петь, но и рассказывать молодежи о некоторых серьезных вещах, отвечать на вопросы. Да и в песне есть образный ряд, не вполне понятный слушателям, бывает необходимо что-то разъяснить.

- Не кажется ли Вам, что нынешняя молодежь уже устала от той пустой музыки, которая в просторечии называется "попсой" и постоянно звучит по радио и телевидению?


-Bот это точно. Все чаще я слышу от молодых людей, что радио они уже не хотят слушать, что пустые песни надоели. Однако, чаще всего, ребята не знают, что противопоставить массовой культуре. Тогда я рассказываю, что есть альтернатива, приглашаю на наши концерты, многие увлекаются бардовской песней.

- Почему такие песни практически не звучат по радио? Ведь и в советское время бардовская песня была чистой струей по сравнению с потоком эстрадного ширпотреба, и также ее мало где можно было услышать?


-То, что таких песен мало на радио, к сожалению, можно понять. Но и на славном когда-то Грушинском фестивале бардовской песни мало звучит песен действительно хороших, заставляющих думать, остающихся в памяти. Боюсь, это позиция тех людей, кому дано право решать, что пропустить, а что - нет.

- Многих смущает сотрудничество Церкви с рок-музыкантами. Широко распространено мнение, что рок - чуть ли не сатанистская музыка.


-B том и состоит назначение православных миссионеров, чтобы любое орудие, даже если оно служило силам зла, обращать на пользу Господу. Это касается и музыки, и телевидения, и многого другого. А если говорить о различных музыкальных течениях, то ведь все зависит от конкретного автора, музыканта. И в классической музыке есть сатанистские произведения, и посредством рока можно славить Господа.

- Расскажите немного о своей многодетной семье. Поддерживают ли дети Ваше увлечение самодеятельной песней?


-И я, и жена - педагоги, поэтому, как водится, на своих детей времени всегда не хватает. Старшей дочери уже 19, младшему ребенку 3 года. Дети поют, сочиняем детские песенки, исполняем их под гитару. Увлечения у старших детей самые разные.

- Знают ли Ваши студенты о православном фестивале? Слышали ли они Ваши песни?


-Петербургский университет - ВУЗ строгий, академичный, так что какие-то неформальные разговоры возможны только в перерывах. Конечно, я говорю о православии, и православной музыке, но ничего не навязываю.

- Рассказывают, что Вы не раз выступали в тюрьме.


-Да, это так. В прошлом году на 8 марта я провел в женской тюрьме полуторачасовой концерт. Женщины слушали очень серьезно, на некоторых песнях плакали. Мы должны находить путь к каждому сердцу.

- Помогает ли Ваше искусство воспитанию общей культуры?


-Безусловно. Молодежь, воспитанная на песнях духовного содержания, на хорошей поэзии, музыке вряд ли захочет слушать и читать произведения низкопробные. Вряд ли такой человек сможет говорить непристойности, участвовать в каких-то разговорах и делах, за которые потом становится стыдно.

- В чем же вообще причина того, что для большинства современной молодежи непристойность стала нормой, сквернословие - обычной разговорной речью, и что с этим делать?


-Причина в том, что у этих подростков нет идеалов, нет достойных примеров. Нужно работать, трудиться, воспитывать всеми доступными нам средствами. Это и беседы, и проповеди, и литература, и музыка, и совместные поездки. Ведь большинство молодых людей даже не чувствует, что поступает плохо, они действительно считают свою жизнь нормальной. Нужно показывать им, что есть и другая жизнь, другая культура.


С петербургскими гостями можно было общаться бесконечно. Концерты, беседы, просмотр видеофильма, снова песни... Их таланты, энергия, желание дарить людям свое творчество не оставляли никого равнодушными. Чувствовалось, что их начинание будет продолжено, православная бардовская песня займет свое достойное место в современной духовной культуре. Уже сегодня множество талантливых представителей этого жанра есть в Беларуси. Лидером здесь, пожалуй, является Витебск. О том, как витебчане отнеслись к новому направлению в православной молодежной культуре, рассказывает наш молодой внештатный корреспондент из Витебска.

Елена Михаленко

 
В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым