На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


Газета "Воскресение" / №5 2007

Православие и современность


СМИ — свет мира или соль, потерявшая силу?


«Жыве Беларусь!» Этот призыв вот уже многие годы можно увидеть на первой странице «Народной газеты». Он всегда печатается рядом с названием этого популярного в нашей стране издания и неизменно радует глаз читателя. И в самом деле, как не порадоваться, как не пожелать счастья своему народу, процветания родной и любимой стране? Но многие ли задумываются, в чем это счастье и процветание состоит? И вот еще один вопрос — действительно ли светские средства массовой информации способствуют тому, чтобы Беларусь жила, действительно ли выполняют они свою животворную функцию в обществе?


Давайте задумаемся, каковы задачи газет, радио и телевидения сегодня? Информировать? Безусловно. И с этим они справляются превосходно. Но у средств массовой информации есть одна особенность — они обладают огромным влиянием на свою аудиторию. А влияние и власть всегда предполагают ответственность. И ответственность эта за духовно-нравственное состояние всего общества. Осознают ли это журналисты? Попробуем проанализировать.

При подписании Программы сотрудничества Министерства информации Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви Митрополит Филарет отметил, что «к сожалению, сегодня приходится говорить о необходимости защиты личности от негативного информационного воздействия, ибо нравственное содержание материалов, предлагаемых аудитории, весьма часто оставляет желать лучшего. Дети и подрастающее поколение становятся жертвой нашего попустительства и равнодушия. Их растлевает предоставляемая с подачи взрослых печатная, электронная, видео- и аудио- продукция. А ведь забота о духовном здоровье человека должна стоять на первом месте».

Обратимся к российскому опыту. В интервью, данном журналисту газеты «Благовест» (Самара), один из создателей православного телеканала «Союз» игумен Димитрий (Байбаков) с болью констатирует следующее. «Сегодня в каждом областном центре вещает где-то в среднем 15 каналов. Сколько из них можно смотреть без ущерба для своего нравственного здоровья? В лучшем случае – 1-2. В ближайшие годы, когда Россия перейдет на цифровое телевидение, в каждой квартире будет не менее 100 вариантов «расслабления… оттягивания… развлечения»…Да, наверное, вы получите в этом огромном пакете и «Союз» тоже. Но вместе с ним и пару-тройку «ночных» телеканалов. Впрочем, к тому времени они, думаю, уже станут и дневными… Парочку сектантских, спортивных с десяток, парочку с мыльными операми, несколько с непрерывными ток-шоу. Уверен, что будет канал с гадалками и прорицателями… Это примерно как с 90-ми, когда вместе с верой разрешили все-все-все…»

Средства массовой информации сыграли свою роль в годы «перестройки», способствуя разрушению одних нравственных ценностей и появлению других… Но ценностей ли? А, может быть, это уже были не ценности, а потребности и интересы? Впрочем, ответ на вопрос «кто виноват?» найти непросто. Поэтому оставим прошлое и всмотримся в настоящее. Осознают ли сегодня СМИ свою ответственность за духовно-нравственное благополучие общества?

Конечно, в последние годы печатные издания и белорусские телеканалы стали постепенно поворачиваться лицом к Церкви. Существует мнение, что это связано, прежде всего, с заключением Соглашения о сотрудничестве между белорусским Государством и Белорусской Православной Церковью. Но, как отметил Архимандрит Алексий (Шинкевич), ответственный Белорусского Экзархата за работу со средствами массовой информации, председатель комиссии по реализации Программы о сотрудничестве БПЦ и Министерства информации РБ, принятая в 2004 году Программа сотрудничества с Министерством информации РБ лишь констатировала и закрепила интерес со стороны общества к жизни Церкви.

В ходе интервью, данном нашей редакции, отец Алексий обозначил ряд наиболее острых проблем, возникающих в сфере взаимодействия светских СМИ и Православной Церкви.

Прежде всего, он отметил, что жизнь Церкви зачастую «освещается непрофессионально и убого». Большинство журналистов, которые пишут статьи на данную тему, не владеют элементарными знаниями в этой области. Хотя часть из них, подчеркнул отец Алексий, стремится восполнить этот свой пробел. Однако без их личного воцерковления кардинальные изменения вряд ли состоятся. Тем не менее, работа Церкви в этом направлении ведётся интенсивно. В помощь руководителям и сотрудникам светских СМИ постоянно организуются обучающие семинары, встречи, конкурсы, лекции и беседы, посвященные богословской и религиозно-нравственной проблематике, конфессиональной ситуации в обществе, ознакомлению с духовными традициями и современной жизнью Православной Церкви. Кроме того, редакции и издательства государственных СМИ обеспечиваются необходимой церковной литературой справочного содержания. Однако проблема, безусловно, остается.

Отец Алексий также затронул вопрос о способах освещения церковной жизни. Сегодня общество нуждается не столько в информировании, сколько в духовно-нравственном просвещении. Подавляющее большинство наших соотечественников не знакомо с элементарными понятиями о христианской вере, о законах и правилах духовной жизни. Светские печатные издания, пишущие на церковные темы, ограничиваются лишь кратким упоминанием о том или ином прошедшем церковном событии, наступившем церковном празднике, говоря о его внешней, обрядовой стороне, оставляя основу и суть происходящего.

Хотя имеется, безусловно, и положительный опыт. Например, в одном из номеров «Советской Белоруссии», вышедших в дни Страстной седмицы, была опубликована статья «Трудная дорога к храму». Автор рассказывает о своей жизни, описывает путь, по которому он вернулся к Богу.

В другом номере читаем о Радонице. В статье раскрывается значение этого дня для простых людей. Людей, которые несут свою любовь к усопшим родным и близким через всю свою жизнь.

Хотелось бы, чтобы таких материалов, живых, искренних, проникновенных, было больше. Но их, к сожалению, немного. Пролистав все мартовские номера «Советской Белоруссии» и «Звезды», я не нашла ни одного…

Отец Алексий также отметил, что светские журналисты, говоря о главной духовной составляющей церковной жизни, во многих случаях привносят магический, оккультный элемент. В результате, например, на Рождество Христово вспоминают только о том, что в скором времени можно будет погадать на суженого, а праздников праздник Пасха ассоциируется посредством СМИ в общественном сознании только с куличами и крашеными яйцами… Спасительный смысл этих великих событий в истории человечества им не ведом и непостижим. На страницах газет, в новостных телесюжетах он так и остается нераскрытым.

Да, о языческих обычаях, навязываемых святым церковным праздникам, журналисты пишут много и с удовольствием. Что это, своеобразная приправа для блюда? Чтобы читателю было интереснее? Чтобы тираж не падал? Ведь языческие традиции и любая информация о них всегда пользовались у нас повышенным спросом. Вспоминается незабвенный Юнг с его архетипами и коллективным бессознательным. Хотя какое уж тут бессознательное! Благодаря СМИ белорус никогда не забудет, кем были его предки. Забывать-то, конечно, не стоит. Ведь это наша история. Но стоит ли продолжать жить на языческий манер, когда уже много веков назад нам было проповедано Евангелие Царства и мы были крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа?

Нельзя не затронуть еще одной проблемы. Проиллюстрируем ее на примере газеты «Звезда». Номер за 4 января. На предпоследней полосе находим небольшой материал под названием «Нядзельныя школы здзівілі сваім майстэрствам». На той же странице статья под следующим заголовком: «Правила проведения рекламной игры. Откройте модный сезон». А вот еще одна — «Неспрыяльныя дні і гадзіны у студзені». Вот и получается, что если даже и публикуется материал о жизни Церкви, то сразу же внимание читателей переводится на что-нибудь «более яркое и многообещающее». И это даже не ложка дегтя в бочке меда. Скорее, это попытка добавить ложку меда в бочку дегтя (учитывая количественное соотношение статей различной тематической направленности).

Отец Алексий остановился также на том, что в светских СМИ слишком большое внимание уделяется интимной стороне жизни человека. Со страниц периодических изданий, с экранов телевидения, рекламных щитов городских улиц населению целенаправленно навязываются вульгарные сексуальные символы, которые проникают во все сферы как частной, так и общественной жизни. При чем говорится об этом повсеместно, без стыда и совести, пошло, грязно и безответственно. В результате такое же безответственное отношение к сфере важных человеческих отношений в обществе дублируется в сознании людей. Судя по СМИ, любовь двух сердец сводится лишь к интимной близости, и не более…

Здесь хочется вспомнить слова Митрополита Антония Сурожского: «Надо помнить, что телесное единство двух любящих друг друга людей — не начало, а полнота и предел их взаимных отношений, что лишь тогда, когда два человека стали едины сердцем, умом, духом, их единство может вырасти, раскрыться в телесном соединении, которое становится тогда уже не жадным обладанием одним другого, не пассивной отдачей одного другому, а таинством, самым настоящим таинством, то есть таким действием, которое прямо исходит от Бога и приводит к Нему».

Но СМИ методично формируют прямо противоположное отношение ко всему, что связано с самыми ответственными проявлениями человеческого сердца — любовью и близкими отношениями между людьми. Причем делается это по-хитрому ненавязчиво и в увлекательной форме. К примеру, в газете «Минский курьер» несколько полос с завидным постоянством заполняется всякого рода историями о личной жизни (прежде всего, интимной) известных людей. Все это дополняется соответствующими фотографиями, где человеческая жизнь обнажена до беспредела.

А вот проблемы неприкаянности молодежи, оставленных детей, распавшихся семей, проблемы абортов, алкоголизма и многие другие, связанные с выживанием нашего народа, освещаются в недостаточной степени. О трагедии современной семьи с болью говорил и Митрополит Филарет в Пасхальном послании: «Разве тревога нашего общества о том, что детей на белорусской земле рождается все меньше, а молодые семьи распадаются все чаще и быстрее, не звучит для христианских сердец грозным предвестием последствий, трагических для нашей страны и народа?» Почему же не бьют в набат журналисты? Не их ли это их первейшая моральная ОБЯЗАННОСТЬ?

Тем не менее, взаимодействовать со светскими СМИ Церкви необходимо. По словам Митрополита Филарета, «просветительская, учительная и нравственная миссия Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации. Любой священнослужитель или мирянин призваны с должным вниманием относиться к контактам со светскими СМИ в целях осуществления пастырского и просветительского делания, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры».

Не надо, кроме того, забывать, что большинство журналистов — христиане, многие — православные по крещению. Кто-то из них об этом помнит, кто-то — нет. Но, по Божьей милости, все мы, православные люди разных профессий, однажды услышим слова Спасителя, обращенные к нам:

«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Мф. 5: 13-16)

А услышав эти слова, осознаем свою ответственность за все и за всех.

Полина Самойлова


 
В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым