На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


Газета "Воскресение" / №4 2007

Люди и судьбы


Три мечты


— Валентина Петровна, со стороны Ваша жизнь кажется удивительно насыщенной: поэзия, журналистика, общественная деятельность. Как удается все сочетать? Что для Вас главное?

— Главным считаю то, что дано от Бога. Если Он дал мне поэтические способности, не прозаический взгляд на мир, чувство слова и минуты вдохновения, то это и есть главное в жизни. Журналистика — это работа, ведь необходимо зарабатывать какие-то средства. Поэзией деньги не заработаешь, а если ставить себе такую цель, то это будет уже не творчество. Общественная работа началась тоже с поэзии. Меня, как автора уже известных песен, пригласили выступить со стихами в библиотеке Минского автозавода, где собирался женсовет. Там я узнала о Минском городском совете женщин, Белорусском союзе женщин, а потом и сама стала членом этих общественных организаций. Принимала участие в международных женских конференциях, во многих благотворительных акциях, много лет вела творческую гостиную, куда приглашались известные деятели культуры. Считаю, что встречи с ветеранами войны, блокадниками Ленинграда, бывшими малолетними узниками концлагерей, многодетными матерями, детьми из детских домов обогатили мое творчество. Я поняла: если людям нужны мои стихи, мои песни, моя жизненная энергия, то с этим и надо идти к ним.

— Какой лично Вам видится роль женщины в семье?

— Я считаю, что женщина — главная в семье. Она создает атмосферу в доме, руководит его общим настроем. Как встретишь мужа с первой минуты его прихода с работы, так и проведешь потом вечер. В отношениях с детьми тоже мама главная. От женщины зависит — как она воспитает ребенка, как сумеет приголубить, рассказать о чем-то важном. С годами дети отдаляются, уходят в самостоятельное плавание. Теперь в мир моего 22-летнего сына нужно входить очень деликатно, бережно, со стуком, уважать некую его автономию. Хотя он уже знает, что есть вещи, которые даны ему на всю жизнь, как завещание. В сложную для нас обоих минуту я ему сказала: «Сын, дорога человеческой жизни — это дорога к Богу. Я не всегда буду рядом. Поможет только Бог, и если тебе станет тяжело, иди в Храм». Кажется, это дошло до его сердца и заставило задуматься.

— Возможно, дети чувствуют, когда им говоришь что-то действительно важное?

— Дети подчас серьезнее взрослых. Я однажды видела ребенка, похожего на маленького старца. При Туровской церкви много лет существовал приют, где однажды я повстречалась с детьми из многодетной семьи. Среди них был двухлетний Мартин, который еще плохо говорил, но уже пел, подражая священнику, и размахивал связкой ключей, словно кадилом. Из его пения можно было разобрать только одно слово, повторяемое много раз: «Молите, молите, молите..». Он казался мне маленьким седым старичком: волосы белые, как одуванчик, а глаза такие, как будто он знал все и о нас, взрослых, и о нашем мире… Этот ребенок навсегда врезался в мою память. Я бы очень хотела, чтобы жизнь его была светлой — как его детская молитва.

— Школа, Церковь, семья — что больше всего влияет на воспитание ребенка?

— Главное – семья. В школе не часто встречаются педагоги, умеющие разжечь в детях искру таланта. Самые счастливые те дети, которые с молоком матери впитывают веру. Я всегда с радостью наблюдаю, как в храме эти маленькие создания подходят к кресту, целуют икону, крестятся.

— А как складывалось Ваше отношение к вере, к Богу? Какое влияние оказала семья?

— Анализируя свою жизнь, я вижу, что вся она была подходом к Церкви. Бывало, что шла я не прямой дорогой, а окольными путями, делала шаг вперед — два шага назад, но только всегда знала, что приду…

У меня была верующая бабушка. В детстве я каждый год летом жила у маминых родителей в деревне Орловщина Могилевской области (теперь этой деревни уже нет на карте). Церкви там не было, но люди хранили веру. В каждом доме были иконы, убранные вышитыми полотенцами. А вот книги церковные бабушка прятала в посылочном ящике на печке. Видимо, было от кого… Каждый день она встречала и провожала молитвой. И меня исцеляла молитвой, когда я болела.

Мама моя была врачом, отец работал в области сельского хозяйства. Жизнь их, как и в целом их поколения, прошла под знаменем строительства коммунизма. Крестила меня бабушка. В тот день отец специально уехал в командировку и, вернувшись, не решался до позднего часа войти в дом. Но главное — родители разрешили меня крестить, а ведь на это надо было решиться. Мама в конце своей жизни пришла к Богу, но это всегда оставалось ее сокровенной тайной.

Не имея святого напутствия, я по жизни шла интуитивно. Как лодка без весла, медленно плыла, крутилась на месте, барахталась в быстрых течениях. Потом поняла, что есть спасительный путь, и он один. Есть моменты в жизни, которые хочется забыть, вычеркнуть из памяти, как будто это была совсем не я. Возможно, Бог попускал мои ошибки, чтобы я еще сильнее устремилась к Нему.

Я с юности не могла пройти мимо церкви, собирала картины с видами церквей, от внешнего шла к внутреннему. Еще в молодости у меня было ощущение, что жизнь не должна быть серой, что будет какой-то проблеск. Говорят, поэтам свойственно предвидение. Возможно, это было именно оно. Философ Иван Ильин об этом сказал так: надо «услышать тихий голос Бога в себе». Вот и я учусь слышать этот голос. Учусь…

— Как рано Вы начали писать стихи? Когда пришло понимание, что талант — это от Бога?

— Сочинять начала с четырех лет, и это детское словотворчество было неким зачином. Потом были школьные стихи, студенческие. Но на суд читателя решилась вынести свое творчество только после тридцати лет, когда созрела душа.

Несомненно, талант человеку дается свыше. И в каждом из нас есть искра Божья. Только один тушит ее, а другой сохраняет, превращает в душевный огонь и пытается согреть им других. В любом человеке есть талант, не обязательно поэтический, музыкальный, художественный, — талант быть Человеком. И доброта — великий талант. Им обладали мои бабушка и мама. Смею надеяться, что этот дар в какой-то мере передался и мне.

— Расскажите немного о своей журналистской работе.

— Более шести лет я работала в редакции журнала «Беларусь», сейчас работаю в отделе культуры журнала «Гаспадыня», основной темой которого является семья. За годы журналистикой практики создала более двухсот творческих портретов, и встречаться довелось со многими талантливыми людьми. Особенно дороги мне встречи с народной артисткой СССР Александрой Ивановной Климовой, с заслуженной артисткой Беларуси Галиной Орловой, с художником Нинель Счастной, с человеком-легендой Владимиром Леонтьевичем Бедулей. Написание статьи — это всегда момент духовной встречи.

— Это, наверное, важно и в поэзии?

— Поэзия — это тончайшая нить, протянутая от поэта к читателю. Конечно, читатели бывают разные: кто-то ищет в тебе опору, восторженно относится к твоему слову, а кто-то настроен враждебно, скептически, с недоверием. Но ты отваживаешься на откровенность ради духовной встречи, пусть даже с одним человеком. Миссия поэта в том и состоит, чтобы привнести свою частичку в огромное возвышенное здание, называемое поэзией. И хорошо, если это здание будет построено на фундаменте духовности.

— Можете ли Вы сегодня сказать, что исполнилось то, о чем мечтали в юности?

— В юности у меня было три мечты. Первая — чтобы мои стихи когда-то были опубликованы. Это произошло, и мечта исчезла. Вторая — чтобы хоть один из моих стихов стал песней. Появились песни, но не стало мечты. Третья мечта — пролететь низко над землей, не высоко, как самолеты, а так, чтобы все видеть. Прошли годы, и я поняла, что этого и не надо. У меня и так чувство, что жизненный путь лежит не горизонтально, он понемногу поднимается в гору. Сверху я оглядываюсь на свою жизнь, кажется — я вижу красную нить, которая вела меня к Храму, пусть она пунктирная, но прямая. И вижу свой путь, петляющий, отходящий от этой линии, но все же ведущий к Богу.

— Наверное, Ваш творческий портрет будет неполным, если не сказать о песнях.

— Я выделяю в своем творчестве как бы два русла: сугубо поэтическое, не песенное, где есть лирико-философские стихи, и песенное. Текст к песне пишется тогда, когда мелодия затронет душу. Бывало, что и композиторы писали музыку на мои стихи. Творческими удачами считаю песни, написанные с композитором Дмитрием Долгалевым: «Две звезды» в исполнении Александры Гайдук и Владимира Стамати, «Птицы», которую исполняет ансамбль «Песняры», «Вдова», которую поет Александр Тиханович. Вложила часть своей души и в песню «Звезда надежды», которую мы написала с народным артистом Беларуси Леонидом Захлевным. К сожалению, сейчас в моде музыка для ног, а не для души, поэтому я жду… Жду той мелодии, на которую отзовется сердце.

— А что Вы испытываете, когда на эстраде, по радио звучат Ваши песни? Делает ли

это человека счастливым?

— Счастье не в том, чтобы о тебе говорили. И не в том, чтобы приобрести популярность. Счастье, может, и искать-то не надо, потому что каждый понимает его по-своему: больной видит счастье в здоровье, бедный — в богатстве, неудачник — в успехе, удачливый — в том, чего еще не добился. И гонятся за этим «счастьем», соперничают, завидуют, злобствуют, даже подличают. А потом вдруг окажется, что счастье — это то, что было в начале жизни: когда нет грехов, когда совесть твоя спокойна и помыслы чисты, когда еще не развернут свиток твоих своих страстей, когда ты еще — Божий ребенок… А погоня за счастьем уводит человека от самого себя, от своей сути. Может быть, счастливым окажется именно тот, кто придет в конце жизни к своей первородной чистоте, услышав в себе Бога. Это как в притче о том, что у человека было все на свете, кроме главного, и тогда он отправился на поиски.

Беседовала Елена Михаленко

 
В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым