Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного…
Этими словами Иисусовой молитвы начинается недавно вышедшая на экраны кинокартина Павла Лунгина «Остров». Не знаю, что чувствуют зрители, когда в первые минуты фильма перед ними предстает монах, непрестанно повторяющий слова этой необыкновенной молитвы. Но я ощутила, что меня, как девочку Элли — героиню книги «Волшебник изумрудного города» — какой-то необыкновенной силы ураган подхватил и перенес в совершенно другой мир. Только вот встретила я в нем не сказочных героев, а самого Господа Бога…
События, по сценарию Дмитрия Соболева, начинают разворачиваться в годы Великой Отечественной войны. Русский солдат Анатолий попадает в немецкий плен и, чтобы сохранить себе жизнь, выдает, а затем и расстреливает по приказу немцев своего товарища. После этого Анатолий попадает на маленький остров где-то в северном море и остается наедине с собой и своей совестью. Но на острове оказались еще жители — монахи полуразрушенного монастыря. Они и помогли Анатолию выжить.
Далее события переносятся в 70-годы прошлого столетия и зритель видит совершенно преобразившегося человека — поразивший в недавнем эпизоде своей трусостью Анатолий становится старцем, к которому отовсюду за помощью, за благословением приезжают люди. Отец Анатолий — такой необычный в общении с людьми, порой вызывает улыбку своими чудаковатыми поступками. Но он совершенно меняется во время молитвы. Сосредоточенный, любящий взгляд, устремленный к Господу, рождает у зрителя ощущение сопричастности великой тайне общения человека со своим Творцом. Вот только святым отец Анатолий себя не считает. Душа его пребывает в страшных муках, помня о совершенном грехе убийства. Каждый день молит старец Бога о прощении. В итоге по милости Божией происходит чудо: в монастырь приезжает тот самый товарищ, которого Анатолий расстрелял в годы войны, — ему невероятным образом удалось спастись. Получив от Господа знак, о том, что грех прощен, отец Анатолий ложится в гроб в белой рубашке и уходит в назначенный день.
Картина вызвала широкий резонанс в обществе. Появились десятки статей, интервью, посвященных фильму.
Так, например, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев оценил фильм Павла Лунгина «Остров» как честную, отрезвляющую картину о Православии. «Надо заметить, что и с бытовой, и с речевой, и с образно-психологической точек зрения все сделано удивительно достоверно. Если бы я встретил этих людей, с такими глазами, в реальных монастырях, я бы ни на секунду не усомнился в том, что это отнюдь не ряженые батюшки», —подчеркнул отец Андрей.
Главной удачей фильма, по его мнению, является точное понимание смысла святости. «Святой — это не инопланетянин, а грешник, который, в отличие от других людей, знает правду о себе, и научился с ней, этой горькой правдой, жить. Но грешники, которые не хотят быть тождественными этой правде, такие люди и становятся святыми».
В то же время священник Константин Слепинин, слова которого приводит российский журнал «Фома», назвал большим упущением автора фильма то, что в нем не показаны вехи духовного роста главного героя. С этим замечанием можно поспорить. Ведь приход, а точнее будет сказать, возвращение человека к Богу, соединение с Ним, — это тайна. Только Господу известны пути, по которым Он ведет нас в Царствие Небесное. Разве можем мы осмыслить, что происходит в нашей собственной душе, когда она шаг за шагом приближается к Господу? А возможно ли осмыслить и зафиксировать на кинопленке путь духовного становления другого человека?
Еще на одной проблеме, поднятой в фильме, остановился протоиерей Александр Степанов, слова которого также приводит журнал «Фома». Отец Александр отметил, что его как священника настораживает такой православный монастырь, каким он показан в фильме, поскольку, по его словам, люди приходят к монаху Анатолию не за Христом, а лишь за чудесами. Но разве не можем мы то же самое наблюдать сегодня в Церкви? Это не недостаток фильма, а духовный недуг многих людей. Более того, в фильме как будто нарочно сделан акцент на этом. Вспомним кадры, в которых мать больного мальчика, боясь опоздать на работу, не находит возможности остаться на острове, чтобы причастить ребенка. Отец Анатолий заставляет мать задержаться в монастыре, а кто призовет к совести нас, забывающих про Господа сразу после получения от Него помощи и утешения?
Особенностью кинофильма стало также то, что он полон цитатами из Священного Писания (отец Анатолий не только в молитве, но зачастую и в разговоре употребляет слова из Библии). Многие критики подчеркивают, что создатели «Острова» не стали «подстраиваться под условные рефлексы случайного зрителя, а заставили последнего подняться до своего уровня, это уже не развлечение, это – подвиг просветительства». В то же время высказывается опасение, что может возникнуть «непонимание со стороны сегодняшнего “массового зрителя”, который, скорее всего, к такому уровню еще не готов, а кино это, между тем, рассчитано именно на массы, его будут смотреть именно с попкорном и пепси, в качестве центрального номера приятно проведенного уикенда». В ответ на высказанные опасения хочется вспомнить евангельскую притчу о сеятеле, в которой семя — образ слова Божия. «И когда он (сеятель) сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; Иное упало на места каменистые, где не много было земли, и вскоре взошло…когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать». (Мф13, 4-8) Тот, чья душа — «добрая земля», услышит слово Божие и принесет плод — откроет сердце свое Господу и будет исполнять волю Его. Не перестанет же сеятель сеять только потому, что не все зерно попадает на «добрую землю»?
Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф 13, 9)
Фильм вообще удивительно личностно направлен. Он словно обращается к каждому в отдельности. Вероятнее всего, большинство зрителей после просмотра фильма не станут задумываться о проблемах старчества или спасения в монашестве, но вот о проблемах собственной души они наверняка задумаются. Отец Анатолий, неумолимо указывающий монахам и мирянам на их грехи, вызывающий кроткую улыбку одних, ропот и раздражение других, взывает и к нам, и прежде всего к нам. Фильм «Остров» не о старчестве. Фильм о каждом человеке, живущем на земле, о каждом человеке, проходящем трудный путь воссоединения с Отцом Небесным.
Полина Самойлова