На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


Социальная работа / Церковь и СПИД

И ты поступай также

Возлюби (Лк. 10, 27)


Бог есть любовь. Так нас учит Святая Православная Церковь. Поэтому на пути к богоуподоблению каждый христианин призван взрастить в себе любовь к людям, которые его окружают. Мерилом этой любви является жертвенность. Совершенством – смерть «за други своя». Любовь, как лакмусовая бумажка, дает понять, кто из формально православных –истинный христианин, а кто настоящий фарисей. Апостол Павел подтверждает эту мысль: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13, 2-3). Дела такой христианской любви, направленной вовне церковной ограды, именуются социальным служением Церкви.

А кто мой ближний? (Лк. 10, 29)


Кому нужна помощь? Всем. Пьянице, который не может отказаться от выпивки, и девушке с неустойчивой психикой, брошенной парнем, бывшему зэку, которого не хотят нигде брать на работу, и инвалиду, который не может полноценно трудиться. В большинстве случаев в первую очередь нужна помощь психологическая. Иногда она заключается в нескольких фразах, звучащих несколько по-протестантски: «Бог есть. Он тебя любит». Но это упрощенно. Чаще бывает сложнее.

Для Церкви и Бога нет, по сути, ни отдельно наркоманов или отдельно преступников, ВИЧ-инфицированных или алкоголиков. Все они – заблудшие чада Божии, которых Церковь взваливает себе на плечи и выносит из ада, зовет, увещевает, толкает к спасению… К счастью, в большинстве случаев, голос Церкви звучит не всуе. К сожалению, кроме большинства есть еще меньшинство.

Самарянин же некто (Лк. 10, 33)


Одним из самых крупных центров социального служения в Беларуси является храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Тут, к примеру, активно задействованы мастерские для людей с физическими ограничениями, где трудится около 100 человек; ведется информационно-просветительская работа по проблемам ВИЧ/СПИДа. Существуют в нашей республике и более мелкие региональные объединения, участвующие в реабилитации бывших заключенных и наркозависимых.

Особо остро сегодня стоит вопрос профилактики ВИЧ/СПИДа. На 1 октября 2006 года общее число зарегистрированных в Беларуси случаев ВИЧ-инфекции уже более семи с половиной тысяч случаев (более 75 зараженных на 100.000 населения). По словам специалистов, чтобы представить себе реальную эпидемическую картину, нужно умножить эти цифры на 4, так как из 3 больных только 1 зарегистрирован (таким образом получается около 30 тысяч инфицированных). Подавляющее число инфицированных (75%) – молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет. Основной путь передачи ВИЧ – при инъекционном введении наркотических веществ (65%). Уже можно говорить о том, что заболевание приобрело пандемический характер.

При том, что по количеству ВИЧ-инфицированных Беларусь – на 5 месте среди стран СНГ и Балтии, с сожалением приходится констатировать, что сегодня в Беларуси отсутствует четко работающий православный центр реабилитации наркозависимых и ВИЧ-инфицированных. «С сожалением», потому что исключительно медицинские усилия по реабилитации наркозависимых достаточно скромны: лишь 3-5% пациентов медучреждений выходят в устойчивую ремиссию, то есть не возвращаются к употреблению наркотиков в течение года после курса лечения. Совсем другие результаты мы видим в Санкт-Петербургском православном реабилитационном центре «Мельничный ручей». 60% ребят, прошедших здесь реабилитацию никогда более не возвращаются к наркотикам.

Оказавший ему милость (Лк. 10, 37)


Организованная помощь наркозависимым началась в 1988 г. Тогда был создан фонд «Возвращение». В реабилитационном центре фонда – «Мельничном ручье» - происходит не медикаментозное лечение наркозависимых, а, по сути, духовно-нравственное возрождение молодежи. Оно и является единственно правильным, поскольку, по словам руководителя центра священника Максима Плетнева (храм Спаса Нерукотворного), в основе ВИЧ лежит грех. Следовательно, и врачевание должно быть духовным. Роль Церкви тут – помочь страждущему изменить свою жизнь и обрести Бога.

Веру, надежду и любовь предлагают зависимому на «Мельнице» вместо отчаяния, безысходности и страха. Три месяца больной проходит реабилитацию в центре, где в течение этого времени ему помогают по-новому отнестись к своему заболеванию и возможной скорой смерти. Однако, поскольку 3 месяца слишком малый срок для глубоких изменений, то ребят, откликнувшихся на апостольский призыв, отправляют в православную общину для дальнейшего воцерковления (одна из них – Свято-Георгиевская обитель в Кинешемской епархии). Здесь они живут около года, приучаются к труду, обретают навыки новой жизни. После этого гибкая система адаптации позволяет бывшим наркозависимым плавно влиться в обычную городскую жизнь православного человека. Так совершается чудо преображения. Как мы уже говорили выше, 60% наркозависимых, прошедших реабилитацию, не возвращается к своему пагубному пристрастию.

По такому же принципу основана работа в питерской Школе трезвения, которую возглавляет Владимир Анатольевич Цыганков, ответственный секретарь отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии. Цель помощи страждущим от алкогольной, табачной и игровой зависимости – изменение стереотипов, выработка нового, христианского мировоззрения. «Человек должен научиться реально смотреть на мир, - говорит Владимир Анатольевич, - так как такой страждущий живет как бы в прелести. Зависимость оставляет тот, кто остается с Богом».

Иди, и ты поступай также (Лк. 10, 37)


Нельзя сказать, что страждущие или болящие люди – какие-то особые грешники или что они терпят наказание поделом. «Не думай, - говорит преподобный Марк Подвижник, - что всякая скорбь находит на людей за грехи». Встретив человека, инфицированного ВИЧ или другого нуждающегося в помощи, долг православного христианина – не размышлять, для чего ему послано это заболевание, а помочь ему. Этого требует от нас Христос в притче о милосердном самарянине.

БЕГИЯН Сергей

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым