На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


Социальная работа / Церковь и СПИД

Кто может исследовать Божьи судьбы?

Церковь, следующая заповеди своего Господа о любви к ближнему, могла бы возвысить свой голос против маргинализации и стигматизации ВИЧ-инфицированных в обществе. …Проблема ВИЧ – это проблема не какой-то группы людей, чуждых обществу и заслуживающих лишь презрения и изоляции. Пандемия ВИЧ/СПИДа является болезнью всего общества, она делает явными те общественные болезни и пороки, которые были скрыты до ее начала.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси

В календаре существует огромная масса памятных дат но, к сожалению, не все они приносят с собою радость, поскольку среди этих дат есть и такие, которые призваны возвещать людям и о страшных ошибках, произошедших за время исторического пути человечества. 1-е декабря – дата особая. В этот день весь мир вспоминает, или, по крайней мере, должен бы вспоминать о том, что среди нас есть люди, страдающие от тяжелейшей эпидемии ВИЧ/СПИДа.

До недавнего времени о СПИДе бытовали мнения, которые можно было бы выразить в нескольких строчках: «Это крайне необходимая болезнь, которой подвержены исключительно наркоманы, проститутки и гомосексуалисты. Божья кара грешникам». До сих пор существуют предрассудки, что к ВИЧ-инфицированным нельзя даже прикасаться, а не то что бы жить с ними или просто общаться, тем более пить из одной чашки. Но рассмотрение болезни с такого ракурса выглядит примитивным и односторонним, данного мнения могут придерживаться люди, некомпетентные в вопросах о ВИЧ/СПИДе и ни разу не сталкивавшихся с этой трагедией в своей жизни (так или иначе). Когда заходит речь об этой эпидемии, мне на память приходит евангельский эпизод о том, как к Христу привели пойманную в прелюбодеянии женщину, желая обличить Спасителя в жестокосердии или неповиновении Моисееву закону, который предписывал за супружескую неверность побивать изменника камнями. Христос, до этого времени выводивший что-то тростью на песке, обронил лишь одну фразу, которая заставила «судей» удалиться восвояси: «Кто из вас без греха, тот первый пускай бросит в нее камень»? Иисус Христос устремил Свой взор к прежнему занятию, а когда поднял глаза на грешницу, то около нее уже никого не было. И вот здесь Мессия изрек удивительные слова, которые надлежало бы помнить всем нам: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? … И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Иоанн. 8, 10-11).»

Рассуждая о СПИДе, как о каре Божьей, мы не должны обходить стороною учение Православной Церкви о Боге, как о любящем Отце. Ведь Бог, карающий грешников столь жестокой болезнью, перестает быть любовью и становится неким деспотичным тираном, взирающим на падший человеческий род с высот небесных, подобно мифологическим богам античного Рима. Но, как же быть с тем, что без воли Божьей у человека даже волос с головы не пропадет (Лук. 21, 18)? А значит, что и появление эпидемии, о которой идет речь, тоже дело промысла Творца над творением, то есть человеком? Данную идею мы не можем исключать. А, значит, не можем отстраниться от мнения, что зло в этом мире возникло по попущению Бога. Но, в таком случае, как же нам относиться к этому злу и его носителям? За разъяснением этого вопроса было бы уместным обратиться к святителю Иоанну Златоусту, который говорит, что не все болезни от грехов, хотя и большая часть из них. А некоторые бывают и от беспечности, чревоугодие, пьянство (наркомании и т.п. во времена свт. Иоанна вероятнее всего не было) и бездействие также производят болезни, поучает нас святой. И вот, через эти слова становится понятнее суть скорбей для человека. Оказывается, скорби и болезни это наше детище, или, лучше сказать, плоды тех греховных действий, которые проявляются каждым человеком по одиночке и затем сливаются воедино в виде взрывной эпидемической волны, выплескивающейся из недр на весь мир. Но страдания имеют не только негативное влияние, ведь зачастую они являются для человека единственным импульсом к тому, чтобы оглянуться, посмотреть на свою прожитую жизнь и задать себе вопрос относительно правильности жизненного пути. Для того чтобы мои слова звучали авторитетнее, я приведу несколько фраз из рассказа бывшего наркозависимого, который все же сумел себя побороть: «Кайф мне очень понравился. Мир вокруг изменился, стало легко и ничего не томило душу… Я рос. Рос вместе со мной и мой дозняк. Появился героин, постепенно заменив собой раствор ацетилированного опия. Когда я опомнился, то уже стоял на коленях… героин был моим хозяином. За белый порошок я был готов на все. Теперь, когда я был полностью во власти зла, сам делал зло, оставалось только умереть. Либо от передоза, либо иначе. Жить я уже не мог…(Михаил, г. Санкт-Петербург.)»

Нередко страдания подвигают человека к полному переосмыслению жизни, спасая, таким образом, человеку саму жизнь и не давая погрузиться с головой в пучину греха. Болезнь способна научить человека состраданию к другому, сближать совершенно разные личности и учить взаимопониманию и помощи, обращая в итоге свой взор к Тому, Кто зовется Отцом Небесным. Но здесь немаловажным является и фактор взаимоотношений с наркоманом в кругу своей семьи. Очень часто молодые люди решаются впервые принять наркотическое вещество именно потому, что на него идет постоянное давление со стороны родителей или близких. В таком случае уместным будет задать вопрос: а кто же тогда виноват в том, что ребенок стал наркоманом и заболел в итоге неизлечимой эпидемией? По данным статистики из отдела профилактики ВИЧ\СПИДа на 1-е октября 2006 г. в нашей стране общее число страдающих от ВИЧ-инфекции составило 7566 человек, большинство из которых заразилось через «иглу» или половым путем передачи инфекции. Самым плачевным является то, что подавляющее число ВИЧ-инфицированных составляют молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет. От них в дальнейшем рождаются дети, часть из которых так же получают неудовлетворительный диагноз с которым малыши во многих случаях не достигают зрелого возраста.

На данном этапе люди, объединенные одним горем, сталкиваются с еще одной трагедией в своей жизни. Ведь человек, инфицированный ВИЧ/СПИДом, уходит из этой жизни порой намного раньше, чем человек неподверженный такой эпидемии. Соответственно люди, окружающие умирающего, лицом к лицу сталкиваются со смертью любимого им человека. И этот факт нередко оставляет неизлечимые психологические и душевные рубцы. В данном случае Церковь приходит на помощь. Во многих православных приходах и монастырях, особенно в России, сегодня ведется широкомасштабная работа по реабилитации не только самих жертв наркомании, алкоголизма и сопутствующих им болезней, но так же и духовное окормление тех людей, которые сталкиваются с уходом из жизни своих близких. По этому поводу апостол Павел заметил, что для христианина «жизнь - Христос, и смерть - приобретение (Фил.1:21).» Вот почему важно научить человека правильному пониманию не только жизненного пути, но и уходу из этого мира. Важно суметь дать уходящему из жизни человеку дар видеть вокруг себя огромную массу того прекрасного, что до этого было от него сокрыто за вуалью наркотического мрака. Или просто поддержать такого пациента своим молчаливым присутствием вместо бессмысленных панических действий, это тоже будет иметь огромную ценность. Ведь самая страшная смерть – это смерть в одиночестве. Об этом прекрасно рассказывает нам стихотворение, написанное неизвестным автором-медсестрой, ветераном войны во Вьетнаме: «Здравствуй, Дэвид. Меня зовут Дасти, я твоя медсестра. Всю ночь я буду с тобой. Каждые четверть часа я буду считать твой пульс. Буду записывать все до конца. Я налажу капельницу и избавлю тебя от боли. Я буду с тобой, буду касаться твоего лица. Да, конечно, я напишу твоей матери, и расскажу, каким ты был мужественным. Я напишу ей, как сильно ты любил ее. Я напишу ей и попрошу крепко обнять твою шалунью сестренку. Я не скажу ей, как ты исхудал. Я буду с тобой и буду держать тебя за руку. Я буду с тобой и буду смотреть, как твоя жизнь перетекает по моим пальцам ко мне в душу. Я буду с тобой до тех пор, пока ты будешь со мной. Прощай, Дэвид. Меня зовут Дасти. Я последняя, кого ты увидишь. Последняя, кого ты коснешься. Последняя, кто будет любить тебя. Прощай, Дэвид, меня зовут Дасти. О, Дэвид, а мне-то как больно…»

Шейко Сергий,

Студент 3-го курса
Минской Духовной Семинарии

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым