На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Социальная работа / Публикации

Татьяна Гурьянова

Кто такие УО?

«УО» - одна из детских дразнилок – аббревиатура «умственно отсталый» - употребляется детьми в случаях, когда кто-то ведет себя не так, как все, не так как принято существующими стандартами - синоним (в детской субкультуре) слову «чудак».

Очень часто приходится слышать от разных людей такой вопрос: «Почему Господь попустил рождаться людям умственно отсталым?»

На этот вопрос можно ответить, например, так: «По грехам родителей… Чтобы показать всем, что в поведении родителей имел место грех… Чтобы родственники могли покаяться... Своей жизнью и уходом за ребенком-инвалидам стяжать мученические венцы… Чтобы посторонние люди смогли проявить заботу и сострадание… Чтобы…»

Попытаемся взглянуть на этот вопрос с разных позиций.

Знакомство с этой проблемой началось у меня во время личных серьезных скорбей и испытаний. Кульминацией был просмотр документального фильма Артура Аристакисяна «Ладони». В фильме-притче о кишиневских нищих, многих из которых можно назвать «УО», показаны случаи духовного спасения людей. Глубокий смысл заложен во включенных в фильм эпизодах - сценах публичных казней первых христиан: арена, людей терзают дикие звери, публика жаждет зрелищ. И тут же показана жестокость современного общества и… помощь Бога.

Вот что по этому поводу говорит богослов, специалист по христианской эсхатологии – науке о Жизни Будущего Века - протоиерей Владимир Башкиров: «В той запредельной реальности, когда мы вместе с вами окажемся перед Богом, окажется, что эти люди будут светлые…»

Как умственно отсталым детям объяснить, что такое грех? Как их научить не грешить: они ведь тоже могут совершать плохие поступки. И какова будет их участь после смерти?

Души таких людей изначально светлы. А их асоциальное поведение – отражение проблем, существующих в обществе.

Вот один такой случай. Ребенок, родившийся с синдромом Дауна, совершил страшный грех. Мы задали вопрос, почему это произошло, ведь людей с синдромом Дауна называют еще «солнечными людьми» - настолько они любвеобильны и бесконфликтны. Оказалось, что мама, уходя на работу, оставляла этого ребенка со старшим братом, который постоянно смотрел фильмы со сценами насилия и разврата. Мальчик-инвалид изучал мир по фильмам. И его поведение оказалось вполне адекватным полученному воспитанию.

Известны обратные случаи. В книге Авдеева «Православная психиатрия» был описаны наблюдения автора за мамой, которая, родив дочь с той же болезнью, обусловленной отсутствием хромосомы, каждый день ходила с дочерью в храм. И покаяние ее было настолько искренним, что через несколько лет автор, встретив мать с дочерью, с трудом определил даже внешние проявления заболевания.

А вот с чего началась работа в мастерских.

«… Работу в социальных мастерских мы начали в 1997 году. В то время даже не обсуждалось, что люди, которые проживают в закрытых интернатах, на самом деле могут и, что важно, очень хотят работать. Общество ратовало за изоляцию этих людей, в сознании специалистов доминировала исключительно медицинская парадигма, предполагалось, что главным для этих людей является медикаментозное лечение и уход. И мало кто задавался вопросом о том, что дети и взрослые с интеллектуальной недостаточностью хотят радоваться жизни, как и их сверстники, узнавать это мир, общаться с друзьями, путешествовать и работать. … К сожалению, многие трудности, которые можно было наблюдать в мастерских, были обусловлены не диагнозом, а проблемами тех условий, в которых развивался ребенок с особенностями психики. Одна из наиболее явных проблем – «выученная беспомощность». «Я – инвалид, я никогда не смогу работать», - так продолжал говорить крепкий молодой парень с интеллектуальной недостаточностью, проработавший уже более полугода в мастерских и продемонстрировавший неплохие достижения. Но много лет, к сожалению, его убеждали в том, что он ни на что не способен и теперь трудно ему изменить восприятие самого себя, на это потребуется много времени и сил». Марина Кравцова

«…Вид работы подбирается для каждого человека с учетом его возможностей. Мы стараемся планку достижений ставить всегда чуть выше актуальных возможностей наших сотрудников. Это помогает им чувствовать уверенность сегодня и стремиться к развитию, видеть свой путь. Во время работы самое главное – чувство любви и уважение к этому человеку. Ведь еще Гёте сказал: «Учатся у того, кого любят». Жалость – не лучший помощник. Никто из инструкторов мастерских не должен проявлять чувство жалости к своим воспитанникам. Вместе боремся за качество изготавливаемой продукции. Достижения сотрудника наших мастерских – это совместные усилия самого сотрудника и его инструктора». Марина Кравцова

На Западе существуют следующие практики. В тот день, когда мама узнает, что у нее родился ребенок-инвалид, к ней приходит специалист и рассказывает, каким этот ребенок будет, когда вырастет, что он сможет делать, положительные черты. Благодаря английским специалистам и отзывчивым активным белорусским волонтерам такая работа уже несколько лет ведется и у нас. Благодаря такой поддержке молодых родителей многие дети остались в семьях и смогут быть рядом со своими родителями.

В работе с нашими ребятами мы используем разные направления работы: эрготерапию (лечение трудом), иппотерапию, театротерапию (восстановление в результате постановок спектаклей), музыкальную терапию - с целью максимально возможного восстановления способности человека к независимой жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху).

Хотелось бы отдельно сказать по поводу театротерапии. Мы ставим постановки по содержанию, адекватные возрасту участников. Это важно, потому что зачастую даже взрослым людям с интеллектуальной недостаточностью навязывается некая детскость. Виды деятельности, постановки, организация дня, - все идет вразрез с реальным возрастом человека.

В этом году мы впервые представили свой спектакль по пьесе В.И.Ольшанского «Зимы не будет» в рамках фестиваля любительских театров «Двери», наряду с постановками, в которых играют здоровые люди. И, что удивительно, на наш спектакль в тот день пришло больше всего людей, и зрители аплодировали стоя.

Нам нужно работать над статусом. Один из масштабных проектов, в которых мы участвуем – издание журнала «Обычные люди», над которым работают специалисты из четырех стран: Россия, Беларусь, Украина и Германия. Мы пишем там о людях, кому общество поставило диагноз «умственная отсталость». О том, что эти люди предпочитают, чего бояться, о чем мечтают. Мы приоткрываем завесу, разделяющую их от обычных людей, помогаем вывести из «параллельного мира» и включить в обычную жизнь, которой живут все. «Искренность, отсутствие двойного дна, способность доверять – вот те качества, которые потеряло современное человечество, но которые сохранились в людях, которым общество поставило штамп «инвалид».

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым