На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

social.txt / Публикации
0 / 0
0 / 0

Игумен Иона (Займовский)
Руководитель программы «Метанойя»

Доклад руководителя программы «Метанойя» игумена Ионы (Займовского) на тему «Программа «Метанойя»: трезвость как начало воцерковления»
Тема отношения в церковной среде к лицам, имеющим алкогольную и иные зависимости всегда вызывала живые отклики в сердцах людей ввиду своей актуальности. Поэтому и семинар по вопросам алкогольной и наркотической зависимостей «Анастасис», прошедший 2-4 августа в Жировичах, вызвал много обсуждений и откликов у населения.

Ежегодно в Жировичах проходят открытые для всех желающих семинары «Анастасис» по вопросам алкогольной и наркотической зависимостей. «Анастасис» – эта площадка, на которой в живой обстановке встречаются зависимые с опытом выздоровления по 12-ти шаговой программе, ищущие путь к исцелению, родственники лиц, имеющих зависимости, специалисты. Традиционно на семинаре представлена программа выздоровления по 12-ти шагам Анонимных Алкоголиков и Наркоманов. Поскольку встречи «Анастасис», посвященные (со)зависимостям, вызвали определенный интерес, было принято решение о создании тематического сайта http://zhirovichi.cerkov.ru/, который будет содержать как материалы прошедших встреч, так и анонсы будущих собраний.

В качестве ведущего семинара, прошедшего 2-4 августа, был приглашен руководитель программы «Метанойя» игумен Иона (Займовский) при Даниловом монастыре в Москве. В выступлении иг. Ионы отразился его многолетний опыт сотрудничества с движением Анонимных Алкоголиков. Публикуем доклад игумена Ионы (Займовского) на тему «Программа «Метанойя»: трезвость как начало воцерковления».

«В 2005 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и соизволением наместника Свято-Данилова монастыря архимандрита Алексия начала свою работу Программа профилактики и реабилитации для зависимых от психоактивных веществ (алкоголь, наркотики) и их родственников «Метанойя». Сотрудники программы - священнослужители, специалисты в области зависимостей, психологи, волонтеры-добровольцы. На сегодняшний день программа «Метанойя» работает в Москве (2 группы), Белгороде и на Украине в Донецке.

Новаторской для России и для Русской Православной Церкви особенностью нашей программы является методическое сочетание церковного молитвенно-аскетического и богослужебного опыта и опыта обретения трезвости в рамках международной духовно-ориентированной программы самопомощи и взаимной поддержки «12 Шагов», выработанной в 30-40-е гг. ХХ в. в рамках движения «Анонимные Алкоголики» (далее - АА).

В рамках этого доклада я хотел бы с опорой на опыт Программы «Метанойя» понять, как соотносятся такие реалии нашей жизни как выздоровление от химической зависимости и воцерковление. А также на основе практики я постараюсь сформулировать некоторые принципы, касающиеся подготовки к воцерковлению химически зависимого и его родственников. Благодарю за помощь в подготовке этого текста моего коллегу и друга, кандидата философских наук Романа Кузьмина. Мой доклад будет состоять из 4 небольших частей и рассчитан на 20-25 минут.

1. Место трезвости в динамике духовной жизни

В церковной среде сегодня, как мне кажется, существует два мнения в понимании места трезвости (полного и длительного воздержания от химически активных веществ, таких как алкоголь и др. наркотики) в динамике духовной жизни. Схематично их можно назвать (1) трезвость как следствие воцерковления и (2) трезвость как фундамент воцерковления. Вероятно, в чистом виде ни та ни другая позиция не встречаются, тем не менее, они существуют как своего рода векторы, руководящие принципы, направляющие усилия как пастырей, так и мирян.

В рамках первого взгляда, если говорить именно о православной христианской перспективе, трезвость зависимый обретает в результате вхождения в молитвенную, аскетическую и богослужебную жизнь Церкви. Химическая зависимость рассматривается почти исключительно как проявление страсти, в борьбе с которой применяется весь доступный аскетический арсенал, а трезвость - это своего рода дополнительный результат хорошей церковной жизни. К химически зависимому не применяют особый подход, его рассматривают наряду с другими людьми, каждый из которых имеет свои страстные наклонности и грехи.

В рамках второго взгляда обретение трезвости - это только самое начало пути к Богу. Химически зависимый - это человек, нуждающийся в особом попечении, учитывающем медицинскую, психическую и социальную стороны заболевания. Радикальные духовные изменения возможны только как следствие био-психо-социальных изменений личности. На опыте мы знаем, что человек, не обретший первоначальную трезвость, может стать фанатично религиозен, понимая при этом Бога, религию и веру искаженно, через призму своей зависимости.

Общим в обоих подходах, и это мне кажется важным, является признание ключевой роли Бога в исцелении человека. Разным является понимание природы зависимости и ее места в динамике духовной жизни. Схематичными оба подхода я называю потому, что в действительности, на практике обретение трезвости и воцерковление идут рука об руку, взаимодополняя друг друга.

В рамках нашей Программы мы придерживаемся, скорее, второй позиции. Мы считаем, что трезвость необходима алкоголику и наркоману, чтобы сохранить жизнь. А для того, чтобы эта жизнь была глубокой и осмысленной, требуется в той или иной мере ее воцерковление.

Мы исходим из принципа, что фундаментальная потребность всякого человека - Богообщение. Однако мировая практика работы с зависимостями свидетельствует о том, что саму эту потребность зависимый человек может всерьез осознать только после более или менее длительной реабилитации от разрушительного воздействия химических веществ и дисфункциональных отношений. Зависимость делает людей духовно незрячими. Обретение ясного взгляда на себя и других, желание духовного и телесного исцеления - это необходимые условия осознанного обращения к Богу, которое мы понимаем как синоним исцеления в подлинном смысле слова.

Итак, зависимость - это болезнь, но болезнь особого рода. Мы считаем, что алкоголизм и наркомания (а не просто злоупотребление алкоголем и наркотиками) - это биологически детерминированное деструктивное поведение и мышление, которые, впрочем, человек способен с Божией помощью остановить и ограничить.

Не правы медики, когда они думают, что зависимость можно вылечить медикаментозно - такую односторонность мы называем «медикализм». Не правы и психологи, если считают, что зависимость - это только следствие тех или иных психических или социальных затруднений и нарушений («психологизм», «социологизм»). Но и пастыри не правы, если исходят из чисто духовного взгляда на проблему, игнорируя больное естество; такой подход я называю «спиритуалистическим» и он, безусловно, также нуждается в восполнении.

В нашей Программе «Метанойя» мы предлагаем сначала обрести сколько-нибудь устойчивую трезвость, «абстиненцию» (понятно, что никто не застрахован от срывов), а потом уже приниматься за переоценку своей жизни и, возможно, идти по пути ее воцерковления.

2. Главный парадокс программы «12 Шагов»

Хорошо известно, что история движения «Анонимных Алкоголиков» отмечена примечательным противоречием: это движение зародилось в активной и харизматичной протестантской христианской среде (в так называемых Оксфордских группах), однако уже через несколько лет вышло из нее и с тех пор принципиально отграничивает себя от любых церковных (и вообще религиозных) структур. С другой стороны, есть свидетельства основателя движения д-ра Роберта Смита и других о том, что все основные принципы программы АА были почерпнуты в Священном Писании (см. ниже). Однако ни в одной из так называемых программных книг мы не найдем ссылок на Библию. В то же время история связи и расхождения с христианским сообществом не замалчивается Анонимными Алкоголиками, а подробно описывается в официальных изданиях («Доктор Боб и славные ветераны» и «АА взрослеет»).

Не вдаваясь в дискуссию о том, почему так произошло, я отмечу только, что позиция, занятая АА еще в конце 30-х годов, позволила им успешно и плодотворно сотрудничать с христианскими сообществами, а также с католической и православной Церквами (у нас в России значительное число групп АА собираются в помещениях при церквях). Я считаю, это стало возможным благодаря тому, что фундаментальные положения Программы сохраняют христианскую основу. Это, прежде всего, вера в любящего и прощающего всесильного Бога-личность, которому есть дело до малейших движений нашей души и для которого нет ни одного абсолютно потерянного человека, - именно такого Бога нам открывает Христос Господь в Евангелии.

Примеры исконно христианских идей в АА можно было бы множить. Если внимательно почитать основную литературу АА («Анонимные Алкоголики», «12 Шагов и 12 Традиций»), то в ней исподволь все время проводятся или христианские или близкие к ним идеи о покаянии, молитве, жертве, служении Богу и ближним и др. Я бы даже сказал, что интуитивно движение АА нацелено на воссоединение с Церковью Христовой, своей Матерью, хотя это осознается единицами и вряд ли осуществимо непосредственно.

Мой опыт общения с АА свидетельствует, что аа-евцы с 10-ю и более годами устойчивой трезвости постоянно ищут углубления духовной жизни: одни - во все более глубоком и тщательном исполнении предписаний Программы «12 Шагов», другие - в той или иной религиозной практике, третьи - в Церкви Христовой. Но чаще всего – именно в Церкви. Все они понимают, что на пути духовного движения не может быть остановок. Программа помогает достичь трезвости, измениться, восстановить общение с Богом и ближними, но она не отвечает на вопрос о смысле и предназначении жизни, о посмертной судьбе человека, о Богопознании.

Таким образом, необходимо признать, что Программа имеет свои ограничения. Помимо зависимости от алкоголя и явных «дефектов характера», с которыми алкоголик сталкивается лицом к лицу, совершая работу по Шагам, со временем открываются все новые и новые духовные задачи, решение которых гениально описано в святоотеческой литературе.

Как же тогда с церковной позиции классифицировать это явление - некое духовное делание, внешнее по отношению к Церкви, но, тем не менее, христианское в своём основании? На мой взгляд, в этом случае нужно руководствоваться принципом Иустина Философа, согласно которому «все хорошее - наше». Именно это и происходит по факту почти везде, где АА встречаются с Православной Церковью.

Какое же место мог бы занять этот опыт с точки зрения церковной икономии? Я думаю, что правильнее всего рассматривать работу по программе «12 Шагов» двояко. Первое - как особую подготовку к воцерковлению и Крещению (подготовку для специфической группы людей - химически зависимых и их родственников, далеких от Церкви). Второе - как возможность углубить свою веру для людей церковных, но все еще пребывающих в плену зависимости и не могущих найти выход. Возможно, в этом втором случае можно было бы говорить о правильно понятой церковной епитимьи. На сегодняшний день значительное число участников нашей Программы «Метанойя» относится ко второму типу, однако все больше людей, приходящих к нам, считают себя православными, но на деле не научены основам веры.

3. Пассивное миссионерство

Сегодня все чаще говорят о необходимости полноценной и длительной катехизации перед св. Крещением. Говорят и о выработке различных подходов к разным оглашаемым - детям, молодежи, старикам, психически больным людям. Не пришло ли время выработать особы церковный подход к химически зависимым людям? Американский диакон Павел Гаврилюк в своей книге «История катехизации в древней Церкви» реконструирует канон огласительной практики в древности. Он отмечает, что на этапе так называемого «предоглашения» (то есть времени, предшествующего оглашению) осуществлялось «первое знакомство с христианством»; он далее отмечает что, «поводом к приходу в церковь могли быть чудеса, исцеления, а также пример святых и мучеников» (Гаврилюк Павел. История катехизации в древней Церкви. М.,2001,С.10).

Я считаю, что именно такое знакомство с начатками духовной жизни, а также «чудеса и исцеления» происходят на группах самопомощи, особенно, если они связаны с церковной средой. В программе 12 Шагов ее участники на практике познают, что такое закон и благодать, что такое два пути (путь в жизнь и путь в смерть), что такое личная ответственность за поступок и т.п. А главное, у них пробуждается интерес и вкус к духовной жизни - а именно в этом состоит цель любого предоглашения. Возможно, только некоторые из них, обретя устойчивую трезвость, придут потом в Церковь Христову. Но они будут более подготовлены к восприятию вести о спасении, чем многие люди, не проведшие над собой духовной работы такого рода.

Я осмелюсь утверждать, что работу по Программе 12 Шагов с церковной точки зрения можно было бы считать своего рода предоглашением. Если так смотреть на этот опыт, то он перестает казаться какой-то странной альтернативой Церкви (как до сих пор думают некоторые), а занимает свое вполне законное место. При этом отказывать химически зависимым людям в проведении этой духовной работы было бы неправильно, поскольку тем самым мы чаще всего затруднили бы им и обретение трезвости, и вхождение в Церковь.

Поэтому наша позиция в Программе «Метанойя» - это позиция «пассивного миссионерства», когда мы не проповедуем Христа открыто, не привлекаем в Церковь, а просто разделяем жизнь со страдающими людьми, стараясь помочь им и себе в обретении подлинной трезвенности. Мы не скрываем своих церковных взглядов и убеждений, но и не предлагаем разделять их в обязательном порядке. Наше общее поле - Священное Писание и 12 Шагов. Если же участник Программы обращается к нам с вопросами веры, то тогда мы начинаем касаться катехизических вопросов.

4. Принципы предоглашения химически зависимых и их родственников

В завершении моего доклада я попытаюсь сформулировать 4 принципа, которых, на мой взгляд, следует придерживаться в церковной работе с химически зависимыми и их родственниками:

(1) Священнослужители и миряне-катехизаторы должны овладеть знаниями о природе зависимости и эффективных путях ее преодоления, иметь четкое представление о тех лечебных учреждениях, группах самопомощи, программах 12 шагов, куда можно направить больного. Аморфное и спиритуалистичное понимание алкоголизма должно смениться современными знаниями и сотрудничеством с профессионалами и группами самопомощи. В Русской Православной Церкви существует богатая традиция помощи зависимым от алкоголя (прп. Серафим Саровский, св. прав. Иоанн Кронштадтский, свящ. Александр Рождественский, свящ. Петр Поляков, священномученик Митрофан (Краснопольский), святой Патриарх Тихон (Белавин) и др.). Однако, сегодня одного только восстановления дореволюционных братств и обществ трезвости недостаточно. За ХХ век и медициной, и психологией, и наукой о зависимостях (аддиктологией) накоплен ценный опыт, которым не стоит пренебрегать церковным людям. Кроме того, православные братства едва ли привлекут тех страдающих людей, кто себя православным не считает или чьи представления о вере весьма смутны. В этом отношении группы самопомощи и взаимной поддержки по программе 12 Шагов имеют существенный миссионерский потенциал.

(2) Воцерковлению и или крещению выздоравливающего должна предшествовать кропотливая работа по восстановлению личности. Ее должны осуществлять и священник, и психолог-консультант по зависимостям. Именно такой работой заняты двенадцатишаговые группы самопомощи и взаимной поддержки. Соединение духовной и психологической (психиатрической) помощи, как писал выдающийся отечественный православный психиатр Д. Е. Мелехов, есть «веление времени, диктуемое интересами больных и широкого всестороннего понимания человеческой личности».

(3) Необходимо донести до химически зависимого мысль о том, что он волен в выборе: пить ему или не пить, употреблять наркотики или нет. Человек - существо, наделенное свободой выбора. Бог не станет заставлять его измениться и нарушать тем самым его свободу. Благодать Божия действует в человеке только при условии его согласия. А полный отказ от алкоголя нередко представляется алкоголику страшнее смерти. Он хочет и одновременно не хочет бросить пить (как сказал один выздоравливающий: «Пить не хочу, но похоже придется»). Помочь ему понять этот парадокс духовной жизни, а также сориентировать его на то, чтобы осознанно выбрать Бога и жизнь, создать благоприятные условия для этого и мотивировать зависимого «на выздоровление» - вот основная задача такой работы.

(4) Нельзя забывать, что алкоголизм - это системная, семейная болезнь. Рядом с зависимым человеком в разрушительной атмосфере годами живут его близкие: жены и мужья, дети и родители. Опыт показывает, что исцеление необходимо не только зависимым, но и так называемым созависимым - людям, хоть и не употребляющим алкоголь, но часто и подолгу пребывающим в дисфункциональных, больных отношениях, построенных на обмане, насилии, стыде, страхе и вине. Этим людям надо помочь научиться заново строить здоровые и доверительные отношения с Богом и ближними, отказаться от желания контролировать других и манипулировать всеми и вся (в первую очередь, алкоголиком), от желания играть роль жертвы или палача. Все сказанное в равной мере относится к наркоманам, к зависимым от азартных игр и к их семьям.

Путь исцеления зависимого и его близких начинается с осознания истинного положения вещей, с честности и мужества. Серьёзные изменения не происходят внезапно, на духовную работу уходят многие годы. Истины веры обретают для человека жизненно-практический смысл, если он может соотнести их со своим опытом - зачастую опытом весьма болезненным и даже трагическим. Работа по принципам 12 Шагов позволяет перебросить этот мостик от повседневной и простой духовной борьбы за трезвость к источникам веры, вдохновения, любви и силы, хранящимся в сокровищнице Церкви». / sobor.by/

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым