|
|
Епископ Могилевский и
Мстиславский Софроний
| Не только болезнь...
В настоящее время проводится много семинаров и собеседований по проблеме ВИЧ/СПИДа. Церковь не остается в стороне. Возникает вопрос, каковы мотивы вовлечения Церкви в борьбу с распространением этой эпидемии. Церковь отделена от государства и не участвует в общественнополитической деятельности, но она не отделена от общества и происходящих
В настоящее время проводится много семинаров и собеседований по проблеме ВИЧ/СПИДа. Церковь не остается в стороне. Возникает вопрос, каковы мотивы вовлечения Церкви в борьбу с распространением этой эпидемии. Церковь отделена от государства и не участвует в общественнополитической деятельности, но она не отделена от общества и происходящих
в нем процессов. Эпидемия ВИЧ/СПИДа является результатом нравственного упадка общества, роста бездуховности, а Церковь считает своим долгом давать нравственную оценку происходящему в обществе, обличать нравственную деградацию и несправедливость. Необходимо отметить, что проблема ВИЧ – это проблема не какой-то замкнутой группы людей, чуждых
в нем процессов. Эпидемия ВИЧ/СПИДа является результатом нравственного упадка общества, роста бездуховности, а Церковь считает своим долгом давать нравственную оценку происходящему в обществе, обличать нравственную деградацию и несправедливость. Необходимо отметить, что проблема ВИЧ – это проблема не какой-то замкнутой группы людей, чуждых
обществу и заслуживающих лишь презрения и изоляции. Она является, безусловно, проблемой всего общества, она выявляет те общественные болезни и пороки, которые были скрыты до ее появления. Церковь со всей ясностью утверждает, что будущее для наших народов возможно лишь в том случае, если наше развитие будет происходить на основе укрепления нравственных начал, станет плодом умножения в обществе духовности и нравственности. За последние годы стало развиваться социальное служение Церкви. Подписываются всевозможные соглашения о сотрудничестве между Церковью и различными государственными ведомствами. Проводится
обществу и заслуживающих лишь презрения и изоляции. Она является, безусловно, проблемой всего общества, она выявляет те общественные болезни и пороки, которые были скрыты до ее появления. Церковь со всей ясностью утверждает, что будущее для наших народов возможно лишь в том случае, если наше развитие будет происходить на основе укрепления нравственных начал, станет плодом умножения в обществе духовности и нравственности. За последние годы стало развиваться социальное служение Церкви. Подписываются всевозможные соглашения о сотрудничестве между Церковью и различными государственными ведомствами. Проводится
посильная деятельность церковных общин на приходском уровне, на уровне сестричеств и братств. Конечно же, это небольшая доля в общем объеме задач, стоящих перед государственной социальной сферой, но здесь значение может иметь эффект доброго примера, примера заботы о ближнем.
посильная деятельность церковных общин на приходском уровне, на уровне сестричеств и братств. Конечно же, это небольшая доля в общем объеме задач, стоящих перед государственной социальной сферой, но здесь значение может иметь эффект доброго примера, примера заботы о ближнем.
Не менее важной проблемой является и надлежащее отношение к больным. Много людей, инфицированных ВИЧ, обращаются за помощью к Церкви. Они участвуют в таинствах исповеди, причастия, соборования, и особое место сейчас занимает попечение об этих людях. ВИЧ/СПИД поставил ряд непростых вопросов перед духовниками. Человек, живущий с ВИЧ, испытывает чрезвычайную психологическую нагрузку, особенно трудно переносимую в первое время после получения известия о своем положительном ВИЧ-статусе. Это психологическое бремя усиливается рядом иных обстоятельств – отвержением со стороны общества, утратой
Не менее важной проблемой является и надлежащее отношение к больным. Много людей, инфицированных ВИЧ, обращаются за помощью к Церкви. Они участвуют в таинствах исповеди, причастия, соборования, и особое место сейчас занимает попечение об этих людях. ВИЧ/СПИД поставил ряд непростых вопросов перед духовниками. Человек, живущий с ВИЧ, испытывает чрезвычайную психологическую нагрузку, особенно трудно переносимую в первое время после получения известия о своем положительном ВИЧ-статусе. Это психологическое бремя усиливается рядом иных обстоятельств – отвержением со стороны общества, утратой
смысла жизни, чувством страха. Пастырь должен проявлять максимальное внимание к человеку в таком состоянии. Прежде всего, важно помочь ему преодолеть отчаяние и обрести надежду. Главная же задача пастыря при общении с ВИЧ-инфицированным – дать ему возможность обрести подлинный смысл жизни и встречи со Христом.
смысла жизни, чувством страха. Пастырь должен проявлять максимальное внимание к человеку в таком состоянии. Прежде всего, важно помочь ему преодолеть отчаяние и обрести надежду. Главная же задача пастыря при общении с ВИЧ-инфицированным – дать ему возможность обрести подлинный смысл жизни и встречи со Христом.
Первоначальное мнение о СПИДе, наиболее укоренившееся среди православных после появления первых достоверных сведений об этой болезни, может быть кратко выражено следующим
Первоначальное мнение о СПИДе, наиболее укоренившееся среди православных после появления первых достоверных сведений об этой болезни, может быть кратко выражено следующим
образом: «Это очень своевременная болезнь. Передается эта болезнь таким образом, что заболевают ею исключительно наркоманы, гомосексуалисты, а также проститутки и их клиенты. Бог послал в мир такую болезнь, чтобы замедлить динамику распространения греха среди людей». Такое мнение о болезни не совсем правильное. Так рассуждают те, кто не знает истинной ситуации. Мы должны помнить, что ВИЧ заражаются не одни только грешники, что среди
образом: «Это очень своевременная болезнь. Передается эта болезнь таким образом, что заболевают ею исключительно наркоманы, гомосексуалисты, а также проститутки и их клиенты. Бог послал в мир такую болезнь, чтобы замедлить динамику распространения греха среди людей». Такое мнение о болезни не совсем правильное. Так рассуждают те, кто не знает истинной ситуации. Мы должны помнить, что ВИЧ заражаются не одни только грешники, что среди
инфицированных немало неповинных в употреблении наркотиков и никогда не предававшихся разврату людей. От СПИДа умирают даже невинные младенцы. Да и многие из грешников не навсегда погрязают в грехе, но оставляют его и оплакивают. Если в порочный период своей жизни они заразились смертельной болезнью, то как же нам не бороться за продление их жизни, когда они вступили на путь покаяния? И о погибели даже самых нераскаянных грешников подобает не радоваться, согласно учению Церкви, а скорбеть.
инфицированных немало неповинных в употреблении наркотиков и никогда не предававшихся разврату людей. От СПИДа умирают даже невинные младенцы. Да и многие из грешников не навсегда погрязают в грехе, но оставляют его и оплакивают. Если в порочный период своей жизни они заразились смертельной болезнью, то как же нам не бороться за продление их жизни, когда они вступили на путь покаяния? И о погибели даже самых нераскаянных грешников подобает не радоваться, согласно учению Церкви, а скорбеть.
6 сентября 2005 года в Центральном доме ученых Российской Академии наук состоялась презентация первого издания Концепции участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. Концепция была подготовлена рабочей группой, в которой участвовали богословы, священнослужители, философы, представители Министерства здравоохранения и социального развития. В концепции отмечается, что в конце XX века народы, окормляемые Русской Православной Церковью, вслед за многими странами мира столкнулись с эпидемией инфекции вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Сегодня эта эпидемия, поражающая в первую очередь молодежь и экономически активное население и требующая все больших затрат для лечения больных, является одной из наиболее
6 сентября 2005 года в Центральном доме ученых Российской Академии наук состоялась презентация первого издания Концепции участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. Концепция была подготовлена рабочей группой, в которой участвовали богословы, священнослужители, философы, представители Министерства здравоохранения и социального развития. В концепции отмечается, что в конце XX века народы, окормляемые Русской Православной Церковью, вслед за многими странами мира столкнулись с эпидемией инфекции вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Сегодня эта эпидемия, поражающая в первую очередь молодежь и экономически активное население и требующая все больших затрат для лечения больных, является одной из наиболее
серьезных угроз для стран СНГ.
серьезных угроз для стран СНГ.
Питательной средой эпидемии ВИЧ в наших странах является массовое распространение асоциальных и аморальных форм поведения: беспорядочные половые контакты и потребление инъекционных наркотиков. В то же время нередки случаи, когда заражение происходит из-за халатности медицинского персонала, в результате изнасилования, неверности супруга; растет число детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей. Заболевание, первоначально распространявшееся среди «групп риска», постепенно охватывает все более широкие слои общества.
Питательной средой эпидемии ВИЧ в наших странах является массовое распространение асоциальных и аморальных форм поведения: беспорядочные половые контакты и потребление инъекционных наркотиков. В то же время нередки случаи, когда заражение происходит из-за халатности медицинского персонала, в результате изнасилования, неверности супруга; растет число детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей. Заболевание, первоначально распространявшееся среди «групп риска», постепенно охватывает все более широкие слои общества.
Русская Православная Церковь в лице священнослужителей и мирян принимает участие в борьбе с эпидемией вируса иммунодефицита человека/синдрома приобретенного иммунодефицита (ВИЧ/СПИДа) и в преодолении ее последствий.
Русская Православная Церковь в лице священнослужителей и мирян принимает участие в борьбе с эпидемией вируса иммунодефицита человека/синдрома приобретенного иммунодефицита (ВИЧ/СПИДа) и в преодолении ее последствий.
Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, Церковь считает своим первоочередным долгом духовно-нравственную оценку эпидемии ВИЧ/СПИДа. Социальные и медицинские факторы и явления, способствующие формированию так называемых групп риска, являются причинами эпидемии ВИЧ лишь опосредованно и вторичны. Подлинной же первопричиной и источником стремительного распространения эпидемии является достигшее невиданных прежде размеров умножение греха и беззакония, утрата обществом фундаментальных духовных ценностей, нравственных устоев и ориентиров. Все эти разрушительные процессы свидетельствуют о тяжких духовно-нравственных недугах, поразивших общество, которые, в случае их последовательного развития, могут привести и к более масштабной катастрофе. Церковь ясно свидетельствует, что болезни и связанные с ними страдания, в том числе переживаемое больными отчуждение и презрение со стороны окружающих, – это последствия греха, пренебрежения богозаповеданными нравственными нормами и интересами ближних. Обличая грех, Церковь, следуя примеру своего Господа, совершает служение милосердия в отношении больных. Церковь ведет работу с наркозависимыми, составляющими основную группу риска заболеваемости ВИЧ/СПИДом. В последнее время ВИЧ-инфицированные все чаще оказываются в
Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, Церковь считает своим первоочередным долгом духовно-нравственную оценку эпидемии ВИЧ/СПИДа. Социальные и медицинские факторы и явления, способствующие формированию так называемых групп риска, являются причинами эпидемии ВИЧ лишь опосредованно и вторичны. Подлинной же первопричиной и источником стремительного распространения эпидемии является достигшее невиданных прежде размеров умножение греха и беззакония, утрата обществом фундаментальных духовных ценностей, нравственных устоев и ориентиров. Все эти разрушительные процессы свидетельствуют о тяжких духовно-нравственных недугах, поразивших общество, которые, в случае их последовательного развития, могут привести и к более масштабной катастрофе. Церковь ясно свидетельствует, что болезни и связанные с ними страдания, в том числе переживаемое больными отчуждение и презрение со стороны окружающих, – это последствия греха, пренебрежения богозаповеданными нравственными нормами и интересами ближних. Обличая грех, Церковь, следуя примеру своего Господа, совершает служение милосердия в отношении больных. Церковь ведет работу с наркозависимыми, составляющими основную группу риска заболеваемости ВИЧ/СПИДом. В последнее время ВИЧ-инфицированные все чаще оказываются в
сфере пастырского попечения приходских священников.
сфере пастырского попечения приходских священников.
Важным элементом борьбы с этим страшным заболеванием должна стать нравственная проповедь. Церковь имеет возможность предложить людям реальную и спасительную альтернативу таким ныне широко пропагандируемым порокам, как потребление наркотиков, аморальность и бездуховность. Это также общая задача государства, Церкви, медицины и средств массовой информации. Призывая религиозные организации в целом более терпимо относиться к истинному источнику этого заболевания, общество нередко игнорирует
Важным элементом борьбы с этим страшным заболеванием должна стать нравственная проповедь. Церковь имеет возможность предложить людям реальную и спасительную альтернативу таким ныне широко пропагандируемым порокам, как потребление наркотиков, аморальность и бездуховность. Это также общая задача государства, Церкви, медицины и средств массовой информации. Призывая религиозные организации в целом более терпимо относиться к истинному источнику этого заболевания, общество нередко игнорирует
обстоятельства конкретного страждущего человека. Церковь же, со своей стороны, не может и не должна поступаться своим долгом свидетельствовать о том, что есть грех, о том, что эпидемия ВИЧ/СПИДа – следствие нравственной деградации общества.
обстоятельства конкретного страждущего человека. Церковь же, со своей стороны, не может и не должна поступаться своим долгом свидетельствовать о том, что есть грех, о том, что эпидемия ВИЧ/СПИДа – следствие нравственной деградации общества.
Из доклада на семинаре "Проблемы ВИЧ/СПИДа в Беларуси:
психологические, духовные и медицинские аспекты".
Семинар проходил 10 июля 2006 года на базе кафедрального собора Трех святителей в Могилеве
и был организован Межконфессиональной миссией "Христианское социальное служение".
Участвовали в нем священнослужители Могилевской и Мстиславской епархий
и представители молодежного братства в честь святителя Георгия Конисского.
<<
назад | содержание
| далее >>
|