На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


Социальная работа / Церковь и СПИД

ЗАЙДИ В ХРАМ С НАДЕЖДОЙ

Беларусь относится к странам с низким уровнем заболеваемости ВИЧ/СПИДом. Однако с ростом числа людей, живущих с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС), возрастает потребность в помощи не только психологов и психотерапевтов, но еще в большей степени в помощи Церкви, что предполагает искреннее и сердечное обращение к Богу. Эти люди стали самостоятельно приходить в Церковь для того, чтобы молитва и покаяние помогли им бороться с недугом.

С подписания 26 марта 2004 соглашения между Белорусской Православной Церковью и Министерством здравоохранения начался новый этап работы в направлении ВИЧ/СПИД, которое выделено среди прочих направлений совместной деятельности (п.7, п.8). И медицинские работники, и служители Церкви готовы были приложить все усилия для реализации намеченных планов, но у каждого человека своя дорога к Храму, поэтому потребовалось некоторое время для того, чтобы найти необходимые формы и методы совместной работы. Так, например, проводились и проводятся различные семинары, тренинги, «круглые столы», было выпущено два номера тематического информационно-публицистического журнала «Свеча».

Жизнь ВИЧ-инфицированных резко меняется в момент получения диагноза: мало того, что подорвано здоровье и смерть становится близкой перспективой, ВИЧ-инфицированные очень часто сразу же становятся изгоями, в отличие, скажем, от больных диабетом, раком или гепатитом. Если на работе узнают о диагнозе, человеку порой грозит увольнение. Вчерашние друзья предпочитают разговаривать по телефону и избегают встреч. Родители переживают шок и становятся не опорой, а постоянным укором. Меняется привычный образ жизни, надо регулярно ходить к врачам, сдавать анализы и принимать лекарства. Мечты, планы на жизнь рушатся, и ничего не возникает взамен, кроме двойного страха — смерти и одиночества. Большинство ВИЧ-инфицированных держат свой диагноз в тайне и силятся вести прежний образ жизни, чтобы не потерять работу и друзей, не ранить близких и не доставлять им лишних хлопот.

Отторжение обществом и дискриминация носителей ВИЧ на языке социологов и психологов называется «стигматизацией» (от греч. stigma — клеймо). Ее основные причины — медицинская безграмотность, ханжество и иррациональный страх перед болезнью. Кроме того, принять этих людей в общество означало бы признать, что они существуют и что существует вирус, которым может заразиться любой, а такое признание для большинства — непосильная ноша. Предвзятое отношение общества к ВИЧ-инфицированным имеет множество причин: боязнь заразиться, предрассудки, связанные с появлением болезни. Считается, что если ВИЧ-инфицированный – мужчина, то непременно гомосексуалист или извращенец, если женщина, то проститутка. Самый распространенный стереотип поведения – осуждение, основанное на том, что просто так ВИЧ не подхватишь и инфицированные, дескать, сами виноваты в своей болезни, потому что они безнравственны. Поэтому детей из семей ВИЧ-инфицированных не хотят принимать в детские сады и школы, ВИЧ-инфицированным отказывают в стоматологической и другой помощи, каждый шаг становится для них испытанием. Хотя вроде бы всем известно, что заразиться этой болезнью воздушно-капельным, бытовым и любым другим способом, кроме полового акта или прямой передаче через кровь, абсолютно невозможно.

В самой церкви отношение к ВИЧ/СПИДу не всегда однозначное. Здесь тоже встречаются специфические проявления стигматизации. Существует представление, что ВИЧ-инфицированные – это люди с клеймом невероятного греха, которых надо изолировать. Но вот что говорится в Концепции участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом: «Образ Божий в человеке неуничтожим даже в состоянии греха и отпадения от Бога. Чужой грех не может служить причиной для превозношения или презрения. Церковь учит, что следует ненавидеть сам грех и противостоять ему, но при этом не переносить чувство ненависти и отторжения на согрешившего человека, согласно святоотеческому принципу: "Ненавидь грех, но люби грешника". В ситуации эпидемии ВИЧ/СПИДа священнослужители и миряне должны сделать все возможное для того, чтобы попытки людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, прийти в Церковь не были встречены холодом равнодушия, а тем более презрения и осуждения. Человек с ВИЧ/СПИДом призван обрести в Церкви дом Отчий, тихую гавань спасения и заботливую семью».

Обсудить свои проблемы инфицированные могут только с такими же, как они. Но в какой-то момент этого становится недостаточно. Как у любого больного неизлечимой болезнью, у многих ВИЧ-инфицированных возникают обостренные раздумья о смысле жизни, они ищут духовного выхода из тупика, в который их загнала предшествовавшая жизнь. Но опыта церковной жизни ни у кого из них обычно нет, а зайти в храм и подойти к священнику — шаг, представляющийся крайне сложным: страшно услышать осуждение и потерять последнюю надежду.

Сегодня у Миссии «Христианское социальное служение» два основных направления деятельности. Во-первых, профилактическая работа. Просветительская деятельность направлена на воспитание детей и молодежи, чтобы у них сформировалось христианское мировоззрение, чтобы ребенок мог осознанно противостоять нравственным вызовам общества, свободно и сознательно выбрать образ жизни, снижающий риск заражения. Работа с детьми и молодежью требует регулярности, системного подхода.

Второе направление деятельности — оказание духовной и психологической помощи людям, которые уже заразились, и их близким. Главное здесь — рассказать священнослужителям о специфике общения с ВИЧ-инфицированными, о том, какие духовные сложности могут у них возникать. Священники, которые проходят такое обучение, говорят, что им не только ВИЧ-инфицированных, но и обычных людей стало проще понимать. Обсуждение проблем пастырской заботы о ВИЧ-инфицированных выводит на широкий спектр сегодняшних пастырских проблем. Священникам рассказывают о медицинских аспектах болезни, о социальных предпосылках, о тех психологических последствиях, которые она вызывает. В этом направлении интересен опыт оказания духовной и психологической помощи наркозависимым, в том числе и ВИЧ-инфицированным в Санкт-Петербургской епархии Московского Патриархата. По словам священника Максима Плетнева, руководителя реабилитационного центра «Мельничный ручей», подавляющее большинство наркозависимых у них являются ВИЧ-инфицированными. Реабилитация больных длится 3 месяца. Основная задача реабилитации – помочь человеку духовно возродиться. Это основная разница меду тем, как оказывает помощь Церковь и различные светские организации. Интересным было мнение священнослужителя об освещении в средствах массовой информации темы ВИЧ/СПИДа. «Вся эта тема чрезмерно раздута средствами массовой информации и людьми определенной сексуальной ориентации. Это всё происходило на Западе», – говорит батюшка, – «поначалу эта болезнь даже называлась болезнью геев. У нас же её преобладающие носители – это наркоманы». По мнению отца Максима, до сих пор продолжается нагнетание страха в СМИ.

Но не все, прошедшие реабилитацию, даже воцерковившись, оставляют старую погибельную жизнь, ведь после возвращения из центра их окружают старые друзья. И тут на помощь приходит клуб для ЛЖВС при Христианском межцерковном диаконическом совете. Главная задача клуба – организовать наркозависимым пространство, свободное от наркотиков. Основным способом поддержания больных является арт-терапия. К сожалению, наркозависимому трудно говорить о своих чувствах, а в арт-терапии через рисунок можно выражать свои чувства. Настоящим потрясением было личное участие в работе этого клуба. Вначале было больно смотреть на ребят, которые пришли каждый со своей проблемой. Они рассказывали, что было хорошего и плохого в их жизни за прошедшую неделю. Затем было дано задание изобразить в виде рисунков свои размышления о том, что человек сделал хорошего в жизни, как он представляет себя на текущий момент и свои планы на будущее. По очереди присутствующие дали объяснения своим рисункам. Мучительно было смотреть на результаты работы и слушать участников клуба. Затем было предложено объединиться в пары, квартеты и т.д. для создания совместного рисунка. При этом шло живое непринужденное общение между всеми присутствующими. К концу совместных стараний от рисунков да и от самих ребят исходила некая надежда и радость. Результатом общей работы стало изображение сердца с надписью «Бог есть любовь» (1 Ин.4,7-8).

Необходимо отметить и опыт оказания паллиативной помощи в Санкт-Петербургской епархии. Паллиативная помощь – это активная всеобщая забота о пациентах, заболевания которых не поддаются излечению, направленная на удовлетворение физических, социальных, психологических и духовных потребностей человека. Каждый человек имеет право на уважение, лечение и достойные условия жизни и смерти. Это означает, что даже тогда, когда возможности интенсивного лечения исчерпаны и излечение невозможно, человек не должен остаться без помощи и поддержки. Цель паллиативной помощи – уменьшение страданий пациента, создание для больных и членов их семей психологического, физического и духовного комфорта и лучшего качества жизни. Духовный аспект паллиативной помощи является основополагающим, центральным элементом всей системы поддержки пациента и его семьи. Следует учитывать, что в отличие от всех других проблем: физических, психологических, социальных, которые могут как присутствовать, так и отсутствовать, духовные проблемы и потребности у умирающего пациента есть всегда.

Необходимость в реализации возросших духовных потребностей, получении поддержки при постановке и разрешении мировоззренческих вопросов, связанных с осмыслением прожитой жизни и предстоящей смерти, являются одними их основных нужд неизлечимо больных людей, имеющих лимит времени. Невозможность реализовать эти нужды делает жизнь и страдания человека бессмысленными и оказывает значительное влияние на течение болезни и желание жить.

Сложно провести грань между психологической и духовной поддержкой, к которой традиционно принято относить только вопросы, связанные с верой в Бога. Система ценностей каждого человека различна, но, пожалуй, невозможно найти пациента, который бы ни во что не верил, ничего не любил и ни на что не надеялся. Или, по крайней мере, не ощущал потребность в вере, любви и надежде. Каждый человек обладает духовностью, которая выражается через его систему ценностей. Стоит лишь отметить, что самую сильную поддержку и опору даёт вера в Бога.

Исходя из такого широкого понимания духовности, оказание духовной поддержки не является задачей только священнослужителей, её может оказать любой человек (медицинский, социальный работник, волонтер), оказавшийся рядом с пациентом или его семьей, принявший и понявший ценности и потребности обратившегося к нему человека. Безоценочное восприятие системы ценностей пациента и его семьи, какой бы она не была, является принципом, на котором строятся взаимоотношения. Оно не означает принятия взглядов и убеждений собеседника, но является проявлением уважения к человеку, его праву выбора.

Со стороны Церкви первым шагом в деле поддержки больных ВИЧ/СПИДом в нашей стране стала организация регулярных молебнов о здравии этих людей – соборная молитвенная поддержка всегда являлась действенной духовной помощью для тех, кто в ней нуждается, проявлением христианской солидарности со стороны верующих. Затем служились и панихиды по умершим, приуроченные к Международному Дню памяти о людях, умерших от ВИЧ/СПИДа. Слова проповеди, произносимой священником на молебне о здравии людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, оказывают освящающее, обновляющее и укрепляющее действие на самих больных и способствуют формированию терпимости к этим людям у прихожан. А в сочетании с грамотным освещением этих событий в средствах массовой информации достигается еще одна цель: формирование надлежащего отношения к больным ВИЧ/СПИДом у всего общества в целом. Ведь никто не застрахован…

Иерей Александр Пигаль,

настоятель прихода храма во имя
Святого великомученика Георгия Победоносца
села Залужье Стародорожского района
Минской области

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым