На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу

Первый храм построенный в
г Минске после революции был освящён Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во имя прп. Евфросинии Полоцкой

Пребывание
воссозданного Креста
прп. Евфросинии
Полоцкой в приходе
"Всех скорбящих
Радость".

ЖИТИЯ СВЯТЫХ

1 | 2 | 3 | следующая >>

Житие Преподобной благоверной княгини
Евфросинии игумении Полоцкой

Память её празднуется:

5 июня (23 мая ст. стиль)

Вот я собрала вас ради имени Господа, подобно тому, как птица собирает птенцов под крылья свои; я собрала вас как овец Божиих на луг божественный. Паситесь же на заповедях Господних, возрастайте в добродетелях от силы в силу, чтобы я с радостию, а не с печалью заботилась о спасении вашем и чтобы я возвеселилась духом, видя духовные плоды трудов ваших. Старайтесь же, молю вас, сохранить себя невредимыми от греховных плевел, чтобы вы могли избежать огня геенского. Приготовьте себя чистую пшеницу Христову, измельчитесь в жерновах смирения, трудами постническими, чистотою, любовью, молитвой, и тогда вы приготовите из себя хлеб приятный Богу”.

Преподобная Евфросиния Полоцкая, до пострига носившая имя Предслава, была праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира и дочерью Полоцкого князя Георгия (Святослава) Всеславича. С детских лет она овладела грамотой, читала Псалтирь, Священное Писание и другие духовные книги. Любовь к книжному чтению сочеталась у нее с усердной молитвой, и уже тогда Предслава стяжала “плод молитвы”. Мудрости ее “чудился” не только отец и близкие: слава о ней разошлась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предславы, однако все предложения о браке она отвергала, желая стать монахиней, несмотря на несогласие родителей.
Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним из князей, она тайно ушла из дома в женский монастырь к игуменье Романе (вдове ее дяди Романа Всеславича) и начала просить пострига. Возраст Предславы (ей было тогда 12 лет) и необыкновенная красота казались игуменье несовместимыми с монашеством. Однако глубокий разум княгини, ее молитвенная настроенность скоро переубедили игуменью. Несмотря на возможный гнев отца Предславы, игуменья благословила племянницу на постриг.
При постриге Предслава получила имя Евфросиния. Некоторое время новопостриженная была на послушании в обители. Но даже строгая монастырская жизнь не удовлетворяла ее стремления к духовному подвигу. По благословению Полоцкого епископа Илии она удалилась в затвор, поселившись в “голубце” — особой келье при Софийском соборе города Полоцка. Здесь она проводила время в молитве, бдении и переписывании духовных книг, насыщаясь премудростью из книг соборной библиотеки. “Евфросиния сердце свое напояла Божией Премудростью”, — пишет автор жития преподобной. Труды и подвиги ради собственного духовного возрастания были неотделимы для Евфросинии от деятельной любви к людям. Переписанные книги она дарила тем, кто жаждал духовного просвещения.
Святитель Димитрий Ростовский отмечает, что Евфросиния уединилась в келье Полоцкого Софийскою собора “в подражание тех древних Иерусалимских дев, среди которых была и Пречистая Дева Богородица, живших при Соломоновой Святая Святых церкви в особых комарах, при стене церковной на то устроенных”.
Когда духовные силы юной монахини укрепились, она получила откровение оставить затвор.

Храм в Феодосиевом монастыре близ Иерусалима, где была погребена прп. Евфросиния Полоцкая.

Трижды являлся ей ангел, открывая будущее место обители, которую предстояло основать: “Ты должна пребывать здесь, ибо Господь желает через тебя на сем месте наставить многих на путь спасения”. С тем же наставлением ангел явился и Полоцкому епископу Илии. “Почивает Дух Святый на ней”, — сказал ангел и указал поставить Евфро синию игуменьей новой обители в местечке Сельцо под Полоцком. Исполняя волю Божию, епископ Илия собрал князей и бояр и, передав им о видении, сказал: “Вот я в присутствии вас даю Евфросинии место при церкви Святого Спаса на Сельце, дабы был там монастырь девический. Пусть никто не препят ствует и не отнимает у нее то, что я дал ей”.
Оставив келью Софийского собора, Евфросиния поселилась при церкви Преображения для основания женского монастыря. Произошло это около 1128 г. В Сельцо Евфросиния взяла только книги, “ими же, — по ее словам, — утешает ми ся душа и сердце веселит”. Евфросиния стала наставницей и руководительницей для многих избравших иноческий путь. Год за годом Спасо- Преображенский монастырь расширялся и укреплялся. Здесь приняли монашество родная сестра Евфросинии — Градислава (с именем Евдокия) и двоюродная сестра Звенислава (с именем Евпраксия).
Сестер обители Евфросиния “с радостию и прилежанием” обучала грамоте. “Аз веселым сердцем подвизаюся учити”, — говорила она. В обители преподобная создала женскую школу — одну из первых на Руси: “Собравши же младых девиц несколько, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным ремеслам, да от юности навыкнут разумети закон Божий и трудолюбие”. Эта школа способствовала быстрому росту монастыря.
Свой духовный опыт и свет одухотворенного молитвой знания Евфросиния несла всем ищущим их. Для многих она стала духовной матерью.
Как в незамутненном стекле отразилось ее влияние в душе двоюродной сестры Звениславы (в иночестве Евпраксии): “Презираю все красное в мире, а что имею, то отдаю в Церковь Спасителя, и сама желаю соединиться с Ним духовным союзом, подклонить главу мою под благое и легкое иго Его”. Звенислава отдала в обитель “все свои вещи золотые и многоценные ризы”, и вместе с сестрой и наставницей своей “начали они жить в монастыре в единомыслии в молитвах к Богу; и были словно единая душа в двух телах”.
Однажды в монастырь пришел любимый ее брат Вячеслав с супругой и детьми. После беседы с братом она сказала, что хочет оставить в монастыре двух его дочерей

Спасо-Преображенская церковь Полоцкого монастыря построенная зодчим Иоанном в XII в. тщанием прп. Евфросинии Полоцкой.

— Киринию и Ольгу. Родители очень огорчились такому решению игуменьи. “Однако ни Вячеслав, ни его супруга, безутешно плакавшая, не осмелились противиться словам блаженной Евфросинии, так как принимали слова ее, как бы слова Самого Христа, и знали, что она была истинной рабой Христовой и достойным вместилищем Святого Духа... Ибо, — продолжает составитель жития, — блаженная Евфросиния имела такой дар духовный, что на кого взирала очами своими, тотчас узнавала, есть ли в нем дух добродетели и может ли он быть сосудом избранным для Господа. Таким-то образом она и знала наперед, что те две юные отроковицы, дочери брата ее, добродетельною жизнью своей угодят Христу”. Обе отроковицы остались в монастыре и впоследствии приняли постриг. Кириния — с именем Агафия, а Ольга — с именем Евфимия.
Древний жизнеописатель передает обращенные к сестрам слова преподобной, призывающие их к подвижничеству: “Вот я собрала вас ради имени Господа, подобно тому, как птица собирает птенцов под крылья свои; я собрала вас как овец Божиих на луг божественный. Паситесь же на заповедях Господних, возрастайте в добродетелях от силы в силу, чтобы я с радостию, а не с печалью заботилась о спасении вашем и чтобы я возвеселилась духом, видя духовные плоды трудов ваших. Вот вы видите сами, со сколь великими трудами стараюсь я сеять в сердцах ваших слова Божии; но сердечные нивы ваши иногда остаются как бы не созревающими, по преуспевающими в добродетели; время же жатвы приближается. Вот ужо лопата на гумне, она отделит плевелы от пшеницы. Страшусь, сестры мои, как бы среди вас не нашлись плевелы, которые будут преданы огню неугасимому. Старайтесь же, молю вас, сохранить себя невредимыми от греховных плевел, чтобы вы могли избежать огня геенского. Приготовьте себя чистую пшеницу Христову, измельчитесь в жерновах смирения, трудами постническими, чистотою, любовью, молитвой, и тогда вы приготовите из себя хлеб приятный Богу”. Мать-игуменья так молилась Господу о вверенных ей сестрах обители: “Сотвори их овцами двора Твоего и будь им Пастух и Дворник, дабы ни едина из них не была украдена волком — губителем диаволом; будь им, Господи, оружие и забрало, да не сойдет на них зло, да не приблизится рана к телам; но погуби нас с нашими беззакониями, ибо на Тебя полагаем упования наши — на Бога для знающих Тебя; Тебе возносим хвалу до последнего нашего вздоха”.
В 1161 г. усердием преподобной Евфросинии был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор — одна из жемчужин древнерусского зодчества. Храм в перестроенном виде сохранился до наших дней. Строитель — мастер Иоанн, сам пришел к Евфросинии, наставленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в постройке собора. В житии Евфросинии рассказывается о том, как кирпичи, которых недоставало для постройки храма, чудесно являлись по молитве игуменьи. Просыпавшиеся утром строители видели печь, полную обожженной, готовой к укладке плинфы, услышав при этом слова святой девы, молящейся Спасителю: “Ты, даровавший нам большее, даруй нам и меньшее”. В этот храм преподобная пожертвовала напрестольный крест, украшенный золотом, с частицами мощей многих святых, а также с частью Животворящего Креста Господа. Внутри Храма, по сторонам хоров, были устроены две небольшие кельи, в одной из которых жила преподобная Евфросиния. Здесь хорошо были слышны слова Богослужения и пение сестер, а сквозь небольшое окно в стене открывались ее взору поля и древний Полоцк с его храмами.
Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, построила в нем каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы, украсила ее иконами и передала инокам. Воспользовавшись родством с Византийским императором Мануилом Комнином (1143-1180 гг.), она обратилась к нему, а также к патриарху Константинопольскому Луке (1156-1169 гг.) с просьбой прислать для обители одну из величайших святынь — икону Божией Матери Ефесскую, написанную по преданию святым апостолом и евангелистом Лукой. Евфросиния отправила им дары, и в 1162 г. икона прибыла на Русь вместе с благословенной патриаршей грамотой Полоцкой игуменьи. Икону везли через Корсунь (Херсонес), где по просьбе жителей она пробыла около года, получив название Корсунской, и наконец прибыла в Полоцк. В 1239 г. дочь Полоцкого князя Брячислава — Александра, выходя замуж за великого князя святого Александра Невского (1263 г.; память 23 ноября (6 декабря)), взяла икону как благословение и подарила ее городу Торопцу, где состоялось венчание княгини.
В трудный век раздробленности Руси преподобная Евфросиния непрестанно молилась о единстве Русской земли, о победе над “тьмой разделения”. Благодатным словом наставления, которое было ей “даром Бога”, как повествует жизнеописатель, она примиряла многих князей, бояр и простых людей. Она “всех хотяше имети яко единую душу”.
На склоне лет преподобная, предчувствуя скорую кончину, совершила паломничество на Святую Землю. Оставив монастырь на попечение сестры своей Евдокии, она вместе с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в далекий путь. Во время пребывания в Константинополе преподобная, “войдя в великую церковь Святой Софии, помолившись и поклонившись всем святым Божиим церквям, получила благословение от патриарха, купила многоразличные фимиамы и золотую кадильницу и пошла в Иерусалим”. Величайшей святыне христианства — Гробу Господню — преподобная Евфросиния жертвует драгоценную кадильницу — первый дар русских жен, вставший в единый ряд с лампадой, возжженной несколько десятилетий назад игуменом Даниилом “от всея Руськыя земли”.

 

1 | 2 | 3 | следующая >>

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым