На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Богослужебный раздел / Жития Святых

Подготовила Татьяна Гурьянова

Обрезание Господне. Новый смысл ветхого обряда
Праздник Обрезание Господне является одним из великих и празднуется Православной церковью на 8 день после Рождества Христова — 14 января (н. ст.).

В Ветхом Завете обряд обрезания был законом, заповеданным Богом. По закону Моисееву, закону, данному Самим Господом еще Аврааму, всякий, кто хотел быть членом народа Израильского, избранного Богом народа, должен был подвергнуться особой кровавой операции. Это распространялось на все лица мужского пола. Совершалось так называемое обрезание. Знак обрезания оставался на всю жизнь. Он был напоминанием того, что этот человек является членом народа Израильского.

При обрезании младенец получал имя. Так, на восьмой день после рождения Спаситель мира обрел свое имя — Иисус, как свидетельство Своего служения делу искупления человечества. Иисус (греческая форма) происходит из еврейского имени Иешуа, которое является вариантом произношения имени Бога, — Спаситель, избавивший всех людей от грехов их и наказания за грехи. Иисус означает Спаситель, Тот, кто спасет людей от их грехов.

Архангел Гавриил предрекает это Пресвятой Богородице: и наречешь ему имя: Иисус, ибо Он спасает людей Своих от грехов (Мф. 1: 21). В Новом Завете этот обряд обрезания уступил место Таинству Крещения. Но праздник Обрезания является одним из Великих праздников Православной церкви. Обрезание Господне, принятое Господом нашим Иисусом Христом в ознаменование того, что Спаситель пришел в мир исполнить закон, а не нарушить его. Своим примером Господь дает людям знание о том, как человек должен неукоснительно исполнять Божественные установления, если и Он Сам исполнил волю Отца беспрекословно.

«Но почти все, что совершалось в Ветхом Завете, являлось лишь тенью, указывавшей на предмет, который должен вот-вот появиться. Ветхий Завет все время говорит о грядущем Новом Завете. Многое, происходившее в Ветхом Завете, иногда явно, иногда прикровенно указывало на события, которые должны были совершиться в пришествие Спасителя нашего Господа Иисуса Христа и после Него. Так и обрезание телесное служило знаком нового обрезания в Новом Завете, обрезания уже не телесного, а духовного. В чем состоит это духовное обрезание? Господь Иисус Христос неоднократно говорил: «Кто хочет идти по Мне, — т.е. за Господом Иисусом Христом в Царствие Божие, в славу Божию, — тот должен отвергнуться себя, и, взяв свой крест, следовать за Мной». Вот это отвержение себя и есть духовное обрезание. Но что значит отвергнуться себя? — Это значит отвергнуться греха, который так проник в душу и тело каждого человека, что отвергнуть грех равносильно тому, как будто человек должен самого себя отвергнуться.

Человек преисполнен всяких страстей, которые въелись в него, как рак — болезнь въедается в тело человека, растет за счет его и лишь тяжелая и болезненная операция может спасти человека. Так и грех необходимо как бы оперировать, обрезать, то есть отрезать от себя, вырезать его, чтобы человек остался здоровым.

Ибо, как без обрезания, которое совершалось в Ветхом Завете на 8-ой день после рождения младенца, человек не мог войти в общество избранного народа, так и без духовного обрезания христианин не может войти в Царствие Божие. Мы должны постоянно, ежедневно, можно сказать ежеминутно, совершать над собой эту духовную операцию. Приведу вам ряд примеров, показывающих, как мы можем совершать над собою духовное обрезание. Вот человек сел за стол, разыгрывается аппетит, и хотя он уже давно сыт, но все набивает себе желудок, если можно и выпивает, и, в конце концов, превращается из человека в какое-то животное. Еще хуже обстоит дело с всякими плотскими, блудными ощущениями и пожеланиями. Так и в других грехах», — слова из проповеди Игумена Никона (Воробьева), произнесенной им в 1963 году.

Церковное таинство исповеди помогает человеку в обрезании греха. Более того, в таинстве исповеди можно увидеть грехи, незаметные в обычной жизни, но присущие исповедующемуся человеку. «Исповедь — требование Церкви, чтобы помочь человеку увидеть свою тень.

Исповедь — требование Церкви, чтобы помочь человеку открыть душевные раны, которые он прикрывает видимостью здоровья. Исповедь - требование Церкви, чтобы помочь человеку открыть свою немощь, которую он скрывает под маской силы. Исповедь — требование Церкви, чтобы помочь человеку вскрыть зловонный гнойник своей души, который он искусно заглушает внешним благоуханием. Исповедь — требование Церкви, чтобы человек, вообразивший себя прекрасным рыцарем, увидел себя тем карликом-горбуном, каким он предстает наедине с Богом. Никто не идет к врачу, чтобы похвалиться своим здоровьем, но чтобы показать свои язвы. Никто не идет к духовнику, чтобы похвалиться своей праведностью, но, чтобы показать опасную трещину на своей праведности.

Человек, идущий в лечебницу, оставляет гордыню за ее порогом; человек, приходящий на исповедь, оставляет гордыню за порогом церкви. Счастье для него, если, возвращаясь обратно, он забудет о ней. Дай Боже, чтобы, выходя, он вместо костыля гордыни оперся бы на костыль смирения», — говорил святой Николай Сербский.

Святой Сергей Мечев говорил, что если человек всю жизнь упорно борется со своими страстями и все-таки остается побежденным ими, то эта борьба засчитывается ему Господом. И в той жизни страсти постепенно, как шелуха, отпадут от души. Если же борьбы не было, страсти в той жизни с еще большей силой одолеют душу.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым