На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Богослужебный раздел / Проповеди

подготовила Татьяна Гурьянова

Ко дню Антония Великого (из встреч с игуменом Ефремом)
30 января (н.ст.) Православная Церковь чтит память Антония Великого, основоположника монашества на Руси. В Минске, в Стиклево один из храмов освящен в честь святого Антония Великого.
… Во времена правления на Руси Ярослава Мудрого жил в городе Любече мирянин, и вложил ему Господь в сердце идти странствовать. Он отправился на Святую Гору Афон, видел тамошние монастыри и обошел их все, полюбил иночество, и принял монашеский постриг с именем Антоний. Наставивши и научивши его, как жить в монашестве, игумен сказал ему: «Возвратись на Русь, и да будет с тобой благословение от Святой Горы! Через тебя размножатся иноки на Руси»…

Из обращения архимандрита Ефрема к студентам Института теологии БГУ, и студентам и преподавателям Минских духовных школ:

«…Я рад за вас, что вы занимаетесь богословием. То, что вы выбрали предмет богословия – это выражение вашего благоговения. Это налагает на вас особенную ответственность перед Богом и перед людьми. Тот, кто по-настоящему хочет заниматься богословием, должен, сперва, по-настоящему заняться личной духовной жизнью. Не так, чтобы только за партами вы были богословами, а когда выходили за стены училища, жили как неверующие.

Когда-то в школе преподавал нам богословие один учитель, очень светского образа жизни. Жизнь его была далека от преподаваемых им предметов. Но вы, дети, в первую очередь, живите правильной церковной жизнью. Исповедуйтесь, причащайтесь, будьте осторожны с грехом.

Один журналист спросил меня: «Что такое чистый мир?» Кто такой чистый человек? Чистый человек — не безошибочный, безгрешный человек, а тот, кто кается. И который в таинстве исповеди исповедует свои грехи. Каждый день начинает сначала и подготавливается к Причастию Честного Тела и Крови. Будьте людьми молитвы, духовного чтения. И то, что вы здесь учите, используйте для вашего личного духовного преуспевания. И тогда станете светом для людей.

Должны знать, что богословие — это не сухой предмет, как философия, юриспруденция и другие. Вы наверное знаете, что наука-богословие непосредственно связана с опытным богословием. Не может человек стать богословом, если сперва не вкусит Бога-Слова. И всегда, поэтому, в богословии самым важным является опыт. И опыт не изучения, чтения книг, а духовный опыт. Опытом духовным называется духовная жизнь. Как у тела есть чувство вкуса, и в еде различаем мы горькое и сладкое, так и в духовной жизни существует такой вкус, духовный. Об этом говорит пророк Давид: вкусите и видите, яко благ Господь. Поэтому наше богословское слово должно всегда сочетаться с нашим богословским опытом и нашей богословской жизнью. И поэтому, обязательно, наряду и с духовным знанием, иметь и духовный опыт. «Если ты богослов, ты тогда истинно молишься, а если ты истинно молишься, тогда ты богослов», — это Григорий Богослов говорил.

Если мы хотим стать настоящими богословами, и чтобы не смеялись другие люди над нами, потому что когда человек только по имени богослов, а не по жизни, тогда смеются другие над ним. То есть, дети, чтобы слово богословское, которое выходит от вас имело силу, должно оно исходить от богословского чистого сердца.

И поэтому видим, что иногда встречаются люди, у которых есть риторический талант, и есть знания, образование, и очень красиво они говорят, но видим, что на их слово нет отзыва, и людей это слово не достигает. Почему, думаете, так? Потому что это слово не исходит от богословского сердца.

Богословское сердце — это сердце, в котором глаголет Бог-Слово. И тот настоящий богослов, в котором говорит, глаголет Бог-Слово. И если у нашего сердца есть вкус духовный, о котором говорили вначале, то каждый раз, когда открываем уста и исходит слово, с этим словом исходит и божественная благодать, которая живет у нас в сердце. И как раз эта благодать, которая исходит с нашими словами, каким-то тайным образом создает в сердцах людей восприимчивость этого слова. И поэтому тогда наше слово приемлемо для всех, ибо тогда это слово имеет силу менять людей, которые его слушают. Даже если такое сердце богословское молчит — уже делает свое дело.

В Отечнике был описан такой случай. Несколько молодых людей пошли к авве Антонию Великому. Их было пятеро и четверо из них постоянно задавали какие-то вопросы святому, но не получали ответов. Один ничего не говорил. Спрашивает его авва Антоний: «Ты, молодой человек, все сидишь и молчишь. Нет у тебя никакого вопроса? Никакого мнения?» И что отвечает этот философ? Философ, как говорят святые отцы, филос софияс друг Мудрости, Премудрости — с большой буквы — Христа то есть. Премудрость Божия — это Христос. И храм Софии, который в Константинополе, не мученице Софии посвящен, а Премудрости Божией — Христу. Этот молодой человек отвечает святому Антонию: «Мне и того достаточно, что вижу тебя, авва». То есть богословские вести от нас передаются не только словом, но и всем присутствием, и даже внешним видом человека, в котором глаголет внутри Бог-Слово. Поэтому, дети, вы должны быть очень внимательны к жизни, потому что вас избрал Господь. Не случайно, что вы — члены Академии, этой богословской школы. Вас Бог-Слово позвал сюда. И поэтому вы особенно должны быть внимательными, чтобы соблюдали, сохраняли заповеди Божии, посредством которых очищается сердце.




В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым