На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Богослужебный раздел / Жития Святых


Святые мученики Маккавеи
Тропарь, глас 1:
Болезньми святых, имиже о тебе пострадаша, умолен буди Господи, и вся наша болезни исцели, человеколюбче, молимся.

«Тот, кто удостаивается стать мучеником, должен иметь многое смирение и очень любить Христа. Если человек идет на мученичество эгоистично, то благодать оставит его... и в минуту трудности он отречется от Христа...

... Живи мы во времена мучеников, то с нашим рационализмом мы говорили бы так: «Я отрекаюсь от Бога внешне, но не внутренне. Таким образом я получу назначение на такую-то должность и стану помогать какому-нибудь бедняку»... Если бы нам сказали швырнуть икону, сказали бы: «Ну и швырну ее, она написана в стиле Возрождения. Попозже закажу себе другую, византийскую»», - писал старец Паисий Святогорец.

Венцами мучеников Господь награждал исповедников веры задолго до появления Спасителя. «Маккавей» слово еврейское и переводится «Кто, как Ты, Боже!». Маккавеями называют мучеников 167 года до Рождества Христова.

Сирийский царь Антиох Епифан (174-164 гг. До Р.Х.), владевший иудейской страной преклонялся перед эллинской мудростью и решил «построить Вавилонскую башню,» - установить среди подвластных ему народов одну и ту же религию, язык и обычаи – греческое язычество. Под страхом смерти император запретил иудеям совершать ветхозаветные всесожжения и жертвы, отмечать национальные праздники. Священные книги сжигались, непокорные карались смертью. Многие иудеи увлеклись язычеством, отступали от закона Моисея, творили лукавое (1 Мак. 1, 11-15). То, что составляло честь и славу отечества, стало считаться ничтожестом. Все вставало «с ног на голову». (Сравните с нашим временем!)

Чудесное видение сражающихся над Иерусолимом войск, продолжавшееся 40 дней подвигло часть иудеев встать на борьбу за свободу исполнения своих обрядов. В 169 г. до Р.Х. вспыхнуло восстание. Народ с оружием в руках устремился в столицу, чтобы изгнать деспота Антиоха. Но оказалось, что виденное знамение предвещало не победу, а новые испытания. Антиох пришел в ярость. И в продолжении трех дней в Иерусалиме было убито до 40000 человек. Столько же было продано в рабство. Был разорен храм Божий. Град Давидов – центральная часть Иерусалима была превращена в крепость – еще одна иудейская святыня была осквернена. Среди иудеев насильно вводилось идолослужение. Многие благочестивые иудеи вынуждены были скрываться в горах.

В гонениях на иудеев, к утешению и прославлению ветхозаветной церкви Божией, выступило много твердых исповедников отеческой веры, которые даже в таких ужасных условиях не желали отрекаться от исполнения своих законов. Они предпочитали смерть отречению. 1/14 августа Православная церковь празднует память старца Елеазара и семь братьев, так называемых Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима, Маркелла, мать их Соломонию и многих других.

Мучители убеждали старца Елеазара хотя бы притворно показать отступничество от закона Моисеева. Они положили между кусками свинины такое мясо, которое не было запрещено иудейским законом. Елеазар отказался даже сделать вид: «В мои лета нельзя лицемерить, - сказал он. – Что скажут молодые люди, если девяностолетний Елеазар отступит от веры? Они, смотря на меня, также прельстятся. Если я теперь и избавлюсь от человеческого мучения, то ни здесь, ни по смерти не убегу от руки Всемогущего» (2 Мак. 6, 24-26). Старец умер под ударами палачей. Его мужество возбудило святую ревность подражателей.

Вскоре после этого были схвачены Семь упомянутых братьев Маккавеев. Их тоже принуждали есть идоложертвенное, при этом жестоко мучали, по одному, на глазах матери и остальных, оставшихся в живых, братьев. Все братья обнаружили достойную твердость в вере. Мать всячески поддерживала и укрепляла сыновей в перенесении мучений. Последним мучали самого младшего из братьев. Все силы коварной лести обратил Император Антиох против отрока. Но тот не слушал его, тогда мучитель обратился к Соломеи, чтобы она уговорила последнего из оставшихся в живых сына отречься от веры. Но мать сказала: «Сын мой, вспомни, что я носила тебя в своей утробе, три года питала грудью и понесла болезни твоего воспитания. Не бойся же этого мучителя, будь достоин твоих братьев, прими смерть, чтобы Господь по воскресении, возвратил мне тебя вместе с ними» (2 Мак. 7, 27-29). Все, что только могла придумать жестокость разъяренного императора было применено к отроку, и исповедник скончался от лютых мук.

Соломея, претерпев все муки и семь смертей с каждым из своих сыновей с радостью приняла телесные муки, и погибла приняв мученический венец.

Кровь мучеников умилостивила Господа, смыла согрешения иудеев. Храбрый муж, Иуда Маккавей, свергнул иго Антиоха и очистил церковь Иерусалимскую от скверных идолов. Антиох страдал лютыми муками при жизни. Сбылось пророчество младшего из братьев Маккавеев – он признал единого Бога, Того, Которого гнал, но погиб в бесславии.

Церковь называет святых мучеников Маккавеев «седмочисленными столпами премудрости Божией» и «седьмосвещными светильниками Божественного света»:

Премудрости Божия столпи седмочисленнии, и божественного света светильницы седмосвещнии, Маккавеи всемудрии, прежде мучеников превелии мученицы, с ними же всех Богу молитеся, спастися почитающым вас. (Кондак, глас 2)

Литература • Е. Поселянин. Святая Юность. М: Сатисъ, Держава, 2006.

Е. Поселянин. Избранные жития святых. М: изд. православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего креста, 2001.

Дмитрий Ростовский. Жития Святых. М Сп.Б. «Лествица» «Диоптра» 2000.




В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым