На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Богослужебный раздел / Жития Святых


Преподобный Иов Почаевский
Тропарь, глас 4: Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав, Крестителеву воздержанию уподобляяся, Божественныя же ревности обою приобщаяся, тех имена достойно прияти сподобился еси, и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен, тем же монахов множество ко Христу привел еси, и вся люди в православии утвердил еси, Иове, преподобне отче наш, моли спастися душам нашим.

28 августа / 10 cентября Православная Церковь празднует обретение мощей прп. Иова Почаевского (1659).

Иов Почаевский всю свою жизнь боролся с еретическими течениями и отстаивал чистоту Православия. Промысел Божий не случайно объединил в одном месте в одно время Своего святого угодника и Почаевскую икону Божией Матери. Ей молятся об охранении от ересей и расколов. В Почаевской лавре и по сей день не молятся «о еретиках: католиках, протестантах», - фраза из объявления, лежащего на столике, где монах лавры принимал записки для поминания. Эта позиция выстрадана Почаевской лаврой за тяжелые для нее столетия испытаний. Напомним, что после II Ватиканского Собора Православная Церковь, вступая в диалог с Католической, отказалась от употребления термина «ересь» в отношении католичества.

В храме Преподобного Иова Почаевского в г. Константиновка Донецкой области (Украина) 10 сентября отметили престольный праздник. Особое торжество праздновалось и у насельников и паломников Иова Почаевского мужского монастыря, расположенного в западной части города Мюнхена.

Этот монастырь, по сути, стал восприемником традиций Почаевского монастыря после установления богоборческой власти в России. Первоначально монашеская община была основана в 1923 году а Ладомирове (Владимирове), расположенном на территории современной Словакии. Когда эта территория в 1919 году была присоединена к Чехословацкой республике, среди местного населения началось движение за выход из греко-католической церкви и переход в Православие. Для пастырского служения приехал постриженик Почаевской лавры архимандрит (в будущем архиепископ) Виталий (Максимович). Был освящен престол сначала в домовой церкви, потом построен храм. В 1931-32 гг. был построен корпус, в котором разместилась типография. До этого было создано миссионерское братство, продолжившее традиции типографского братства, созданного при Почаевской лавре в 1903 году. В типографии в честь Иова Почаевского издавались богослужебные книги на русском и церковно-славянском языках.

Литургические календари и богослужебные книги, издаваемые православным типографским монашеским братством прп. Иова Почаевского, обеспечивали в то время всю русскую эмиграцию.

Во время второй мировой войны Словакия, на территории которой располагался монастырь, выступила союзницей Германии. Редакция занимала прогерманскую позицию, публикуя материалы с острой критикой советского государства.

В июле 1944 г. в виду приближения советских войск местным архиереем было решено эвакуировать братию монастыря и спасать церковную утварь «в случае прихода большевиков». Часть братии переселилась в Братиславу, другая – в Германию, где позже была основана обитель, принявшая устав ладомировского монастыря и действующая и по сей день.

Покровителем этого монастыря, как и Почаевской лавры, является Иов Многострадальный. Его молитва сегодня, как никогда, нужна современному Православию.

Иов Почаевский – Иван Железо – родился, примерно, в 1551 году. В 11-летнем (по некотором данным в 12-летнем) возрасте был пострижен в монахи игуменом Угорницкого монастыря с согласия братии «за его добрые нравы», на второй год жизни в монастыре. После 30 лет Иоанн был рукоположен в иерея, со временем принял великую схиму с именем Иоанн.

Слава о подвижники росла и люди многих сословий из разных мест обращались к нему за советом. Князь Константин Острожский упросил игумена Угорницкой обители, чтобы тот направил «блаженного трудолюбца» Иова в Дубенский монастырь – в одну из фамильных обителей князя. При настоятеле Виталии (1604-1608 гг.) монастырь стал центром полемики православных с католиками.

Тяготясь славой и примирением князя Константина с униатами, святой Иов покинул Дубенский монастырь и поселился в Почаевском монастыре. Незадолго до прихода Иова в обители был принят общежительный устав и перенесена чудотворная икона Божией Матери «Почаевская». Братия монастыря выбрали святого Иова игуменом.

Преподобный часто на несколько суток уединялся в пещере Почаевской Горы. Туда же святой Иов перенес список с чудотворной иконы. «Однажды святой молился перед образом Пречистой Девы, и пещеру в течение двух часов озарял необычный свет», - свидетельствовал о чуде ученик Иова Досифей.

Один протестант, по фамилии Ферлей, ставший по наследству владельцем земель, граничащих с землями обители, отобрал часть пожертвованных монастырю земель и задумал разорить монастырь.

Для начала он запретил монахам, не имевшим своего колодца, брать воду из колодца села Почаева. Но по молитвам святого Иова произошло чудо. Настоятель велел братии рыть колодец в горе и на глубине более 40 метров была обнаружена вода, хотя местность вокруг была практически безводной.

Ферлея это не остановило. По его приказу монастырь несколько раз грабили, нападали на иноков, отнимали монастырские угодья, выкрали чудотворную икону. Иов с братией терпели и молились. Господь терпел, до того момента, пока Ферлей с женой не начали глумиться над православными традициями перед чудотворной иконой: женой Ферлея овладел злой дух и беспощадно мучил ее до тех пор, пока чудотворная икона не была возвращена монастырю. В результате долгих судебных разбирательств была возвращена обители и часть имущества.

После Ферлея монастырь не раз разоряли казаки и татары во время бунта под предводительством Богдана Хмельницкого и «Берестечской экспедиции». После одного из набегов из-за вызванного разорением голода «немало отцов умерло голодной смертью».

Опасаясь очередного разорения, монахи попросили одного из командующих польским войском защитить монастырь. Был издан указ войску о сохранении обители. Во время казацко-крестьянской войны 1648-1651 гг. в обители нашли прибежище много окрестных жителей.

За неделю до кончины 21 октября 1651 года Преподобный имел откровение в своей пещере о точном дне своей кончины. 28 октября он сам отслужил Божественную литургию, и окончив ее и воздав последнее целование братии, без всякой болезни мирно отошел ко Господу "в тот же самый час, который предсказал".

Преподобный несколько раз являлся во сне митрополиту Дионисию чуть менее, чем через восемь лет после своего погребения с повелением обрести его мощи. На третий раз присовокупил, что за свое неверие митрополит будет наказан, и тот уразумел, что сны эти были "от Божия произволения". Митрополит отправился в Почаевскую обитель и, учинив дознание о жизни почившего игумена, повелел немедленно открыть гроб, в котором лежали мощи «исполненные необычного благоухания». При большом скоплении народа митрополит перенес их в недавно воздвигнутую церковь Пресвятой Троицы. Было это 28 августа (10 сентября н. ст..) 1659 года - день, в который наряду с 28 октября (10 ноября н. ст.) - днем блаженной кончины и 6 мая (19 мая н. ст.) - днем памяти праведного Иова Многострадального - отмечается память Преподобного в Русской Православной Церкви.

Литература

Православная энциклопедия. М.: Изд Православная энциклопедия, 2009.

Материалы сайта http://www.pochaev.org.ua




В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым