На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

богослужебный раздел / Жития Святых

Татьяна Гурьянова

Пророк Илия
Тропарь , глас 4: Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, / свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти / и прокаженныя очищати, / темже и почитающим его точит исцеления


До революции (1917) покровителем моряков считался святитель Николай. А Никольский собор в Петербурге в просторечии назывался Николой Морским. Наземным войскам покровительствует Георгий Победоносец. С появлением авиации покровителем воздушных войск был избран святой пророк Илия.

Пророк Илия считается также покровителем одиноких людей.

Известен рассказ одной старушки, которая осталась одна. Пенсия была очень маленькая, ноги болели сильно, поэтому случалось, что она голодала и день и больше: то денег нет, то ноги болят, а сходить за продуктами некому. Уныние на нее нашло: что же дальше будет? "Каждый раз, когда после еды благодарите Господа, то в конце читайте молитву пророку Илие", — посоветовала старушке одна из духовных дочерей святителя Афанасия (Сахарова), исповедника, прославленного Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г.

Вот эта молитва:

Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова, Илия славный, от ангела пищу приемый и вдовицу во время глада препитавый, и нам, почитающим тя, благодатный питатель буди. (Молитвословия за трапезой. Афанасий (Сахаров), свт.)

А как начала читать, все изменилось. Она сама не понимала как, но без пищи не оставалась: то кто зайдет кто, то посылку получит или сама дойдет за покупками. Старушка ощутила, что пророк Илия стал ей доступным и близким. Не только пищей, но и вразумлением помогал старушке святой. И одинокой она с тех пор себя не чувствовала — привыкла молиться.

Еще пророку Илье молятся, чтобы он обратил сердца детей к родителям, а родителей — к детям.

Вспомним Преображение Господне. ... По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. (Мф. 17:1-4)

Вот как трактует эти строки Максим исповедник: "Переходящие от буквы к Духу видят Закон и пророков, стоящих рядом со Словом и громким голосом возвещающих о Его Пришествии. Почему Петр упомянул о кущах?" (куща, скиния — место для молитв и жертвоприношений у древних иудеев). "Потому что всякое введение и всякая добродетель соединяются в будущем устроении, ничем не походя на легко разрушимые скинии, как говорит Апостол, хотя и пророчества прекратятся... и знание упразднится (1 Кор. 13:8). А три скинии суть: деятельная, естественная и богословская. И если богословие относится к Господу как к Богу, то естественное созерцание - к Моисею как написавшему о возникновении всего. (книгу Бытия). Практическое соотносится с Илией как с девственником, ревнителем и аскетом.

Действительно, ничто не ценится Господом так высоко в человеке, как ради Него соблюдаемое девство, аскета и ревность (о Боге). Когда человек настолько любит Бога, что пренебрегает условности. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11:11), — говорил Иисус народу об Иоанне Крестителю — своими качествами и подвигами походившего на пророка Илию.

И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим (Откр. 14:1-5). Такой славы уподобятся лишь девственники во имя Господа, имя Отца у которых написано на челах — те, которые чтут Бога Отцом и заповеди его исполняют, не имеют дурных мыслей. Лишь они смогут петь в конце времен вместе с ангелами — особую песнь чистоты, которой Господь ответит великой блуднице — великому разврату на земле.

Пророк Илия вспоминается в Евангелии неоднократно. За него принимают Спасителя. Его помнят. "...Посмотрим, придет ли Илия спасти Его," — говорит иудейский народ перед тем, как Спаситель испускает дух на Кресте" (Мф. 27:49-50). Настолько жизнь пророка Илии была ярка, праведна, и богоугодна.

Пророк Илия открыто обличает нечестивого царя израильского Ахава. За нечестие и отступление от истинной веры пророчествует голод и засуху: в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову Цар. 17:1). Илия по повелению Господню ушел в пустыню за Иордан. Воду он брал из источника Хорафа, а пищу ему дважды в день приносил ворон. Когда из-за непрекращающейся засухи источник пересох, святой отправился в сидонский город Сарепту и поселился у единственной благочестивой вдовы, которой Господь повелел кормить пророка. У вдовы осталась горсть муки и немного масла. Из них она сделала пророку опреснок, и мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию (3 Цар. 17:16). Илия воскрешает отрока этой вдовы. Выигрывает поединок со жрецами Ваала — на жертвенник по молитве пророка сходит огонь. Народ, убежденный чудом, уверовал в истинного Бога: весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! (3 Цар. 16:39).

После этого Господь послал дождь. Засуха и голод кончились. Царь Ахав продолжал жить нечестиво, и Илия еще раз обличил его и пророчествовал беды. Ахав смирился: разодрал одежды свои и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. (3 Цар. 21:27). И Господь сменил гнев на милость. Пророку Илии Господь повелевает кого помазать на царство, кого (Елисея) — в пророка вместо себя (3 Цар.19:16).

Помимо этого, пророку Илие начертана особая миссия. Илия, взятый живым на Небо, вместе с пророком Енохом придет на землю перед Вторым Пришествием Господа, обличит антихриста, будет им убит и вновь воскрешен силою Божией (ср. Откр. 11, 3-12).

Литература:

Л.С.Запарина. Непридуманные рассказы. М., 2004.

Преп. Максим Исповедник. Вопросы и затруднения. М.: Паломник, 2008.

Также использованы материалы справочно-информационного портала Алчевского благочиния (Украинская православная церковь Московского патриарха Луганской и Алчевской епархии) — alchevskpravoslavniy.ru и Толкование на Апокалипсис Даниила Сысоева

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым