На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Богослужебный раздел / Обращения, речи, приветствия


Слово Архиепископа Аристраха по случаю предстоящего начала Великого поста

Дорогие братья и сестры! Наша матерь - Святая православная церковь вместе со всеми нами в эти дни вступает в поприще Великого благодатного поста. Все мы знаем о том, что во время Великого поста Святая православная церковь готовит нас к светлому Воскресению Христову. Поэтому и подготовка к этому празднику очень особая, тщательная, внимательная. Если мы обратим наше внимание на особенность богослужения в эти дни, то увидим как готовит церковь нас к вступлению в Великий пост.

Неделя о мытаре и фарисее. Здесь представлены два образа человека, причем церковных человека, каждый из которых живет своей особенной внутренней духовной жизнью. Фарисей, пришедший в храм, встал на видном месте, чтобы его все видели, какой он хороший. Он начал благодарить Бога за то, что он лучше других людей. И посмотрите на мытаря, который встал вдали, в самом начале храма, боясь войти в общество, в центр храма, встать посреди людей. Он стоял в уголочке и со смирением, склонив голову, бил себя в грудь, плакал и говорил: «Боже, будь милостив мне, грешному!». Мы видим здесь двух верующих людей, пришедших в один и тот же храм, в одно и то же время. Но у них были разные внутренние духовные, душевные настроения. Один себя восхваляет, а другой себя уничижает и перед людьми и перед Богом, считая себя недостойным войти в это святое место, в святой храм. Этим самым Святая церковь напоминает нам о том, что наша подготовка к покаянию должна быть не в похвале самих себя, а в уничижении, в исповедании грехов, что мы, не достойные предстать пред Богом, имеем в душе покаяние. И, смотрите, Господь сказал, что мытарь ушел из храма оправданным более, нежели фарисей, потому что с осознанием своей греховности он оплакал, омыл свои грехи, и с легкой, омытой, убеленной душой ушел из храма.

И вместе с тем на всенощной, мы слышали прекрасные песнопения покаяния «Отверзи нам двери жизнодавцы…». Всем нам открыты двери покаяния. Пример мытаря показывает нам, что мы призваны Богом, церковью и всей святой жизнью к тому, чтобы с сокрушением духа, признанием себя хуже других, открыть двери покаяния, изменить себя к лучшему.

Далее Святая церковь учит нас светлой притче Господа нашего Иисуса Христа «О блудном сыне». Посмотрите, какой свет от этой притчи: два сына у человека - младший, имея свободу, имея разумность, требует от отца часть имения, считая себя зрелым и состоятельным, способным распоряжаться своей жизнью. Отец, хотя и со слезами, отпускает своего младшего сына неизвестно куда, как написано: «Во страну далече…». И в этот наш грешный мир, который апостол Петр еще в языческие времена назвал «разлиянием блуда», хотя и сегодня мы его можем назвать таковым, вступает младший сын, живя по своей воле. Он израсходовал не только свои денежные средства, но и свое здоровье, свой ум, свою самостоятельность, подвергая себя постоянному воздействию греху. Грех жил вместе с ним… И не находя удовольствия в греховной жизни наконец-то одумался и спросил самого себя: «Что же я делаю? Я пасу свиней у чужого человека, а у моего отца наемники постоянно питаются хорошим хлебом. Встану, пойду к моему отцу и попрошу прощения». Этот пример нам показывает, что грех один не остается, если мы не удаляемся от него, а прибавляет еще и еще грехов, тем самым все дальше отдаляя нас от благодати, от защиты Божией. Отец же, увидев издалека возвращающегося сына, бежит к нему навстречу, как и Господь, видя, как грешник хочет покаяться, и идет к священнику, уже облачает его душу в радость. Подойдя же к отцу, сын говорит: «Прости, Отче, согрешил я перед небом и пред тобою!.. И недостоин называться твоим сыном». Но отец не дает договорить ему его исповедь и велит принести ему лучшую одежду, дать перстень на руку, дать ему обувь на ноги, потому что слезы отца и сына объединились в одно прекрасное свойство-покаяние, которое дается каждому из нас, чтобы жить с покаянием и через покаяние приближаться к Богу.

Потом наступает неделя «Страшного суда». Суд называется «Страшным» потому, что он будет последним для каждого человека, и на нем решится участь каждого на Вечность. И мерилом на этом суде будет милосердие друг другу. Когда-то Антоний великий говорил, что видя ближнего своего, ты видишь Христа, и поступай с ним так, как бы ты поступил с Христом. То есть спасение наше зависит от любви к ближнему - делая добро ему, делаешь спасение себе. Проявляя милосердие к ближнему, ты проявляешь милосердие и к своей душе. Мы призваны жить в любви друг к другу, прощать людям, не осуждать их. Потому что осуждение как тина поглощает, захватывает нас, и мы находимся в этом осуждении: «Вот он хороший, а он плохой…». Это не христианская черта. Надо понуждать себя жить с Богом. Надо понуждать себя к молитве, к добрым делам, и тем самым проявлять милосердие к своим ближним, к своей душе и приготовлять себя в вечную жизнь, блаженное вечное спасение.

И вот, вступая в Великий пост, мы имеем маленькое желание, какую-нибудь решительность прийти в храм Божий и здесь поклонится перед иконой Спасителя, Божией Матери и того угодника, имя которого я ношу или пойду к другому преподобному отцу, то этим самым я понуждаю себя возбудить в себе веру. Чтобы иметь покаяние надо иметь веру, чтобы жить в вере, надо иметь покаяние. Чтобы умножалась в нас вера - нужно жить в покаянии, чтобы жить с Христом и наследовать вечную жизнь.

Вступая в Великий пост мы испрашиваем друг у друга прощения, и я, как недостойнейший из всех вас, также земно кланяюсь и прошу у всех вас прощения на Великий пост. Простите меня, я человек грешный, недостойный, может быть своего сана, но тем не менее по послушанию мы выполняем то, что возложила на нас Святая православная церковь. Да, богослужения сложные, трудные, много поклонов, но дорогие братья и сестры нам надо проявить рассуждение, следуя советам духовников, опытным людям, как нам постится, и в какой мере мы можем молиться.

Сейчас наши люди имеют в большинстве своем посредственное здоровье из-за неблагоприятных факторов, нас окружающих. Некоторые спрашивают, можно ли в качестве лекарства принимать молочные продукты - да можно. Именно поэтому я вас прошу отнестись к самим себе с рассуждением: «Хватит ли сил, смогу ли я сделать столько земных поклонов?». Нужно подойти посоветоваться в церковь к священнику как проводить Великий пост. И у меня просьба ко всем вам, если у вас появиться свободная минутка - читайте святых отцов, читайте Святое Евангелие, Новый завет, по силам вашим совершайте молитвы.

Многие из нас утром спешат на работу, спешат в садик или школу, озабочены своими делами, но постарайтесь не спеша про себя совершать какую-нибудь маленькую молитву. Пусть кто-то читает: «Отче наш…», кто-то: «Богородице, Дево, радуйся…», кто-то коротенькую Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя, грешного». Мы пойдем и будем все совершать с молитвой. Будем готовить себя на покаянное внутреннее настроение. Обычно очень многие христиане в зависимости от состояния своего здоровья причащаются в первую неделю Великого поста. И большая просьба подходить на исповедь к священнику подготовленными заранее, не называя других имен говорить : «Я виноват, я сделал то-то и то-то, никого не осуждать на исповеди, а винить только самого себя». Потом причащаются на поклонной неделе и в третий раз причащаются или в конце поста на «Страстной неделе», или на Пасху. Это приятно, похвально, что люди не боятся приступать к Святой чаше, к Святому причащению. Надо, остановившись от суеты нашей жизни, выбрать время и принудить себя самого прийти или с детками на причастие. Не надо изводить себя постом сверх своих сил и возможностей, чтобы потом не лечь в постель и нуждаться в уходе других. Надо жить так, чтобы еще и помогать, делать полезное другим. Великий пост будет продолжаться сорок дней и чтобы выдержать это испытание надо испросить у Господа помощи: «Господи, помоги нам совершить достойно пост, дай нам молитвенного наставления и с радостью встретить славное Воскресенье Твое, Господи! Аминь».

Официальный сайт Гомельской епархии

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым