На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Богослужебный раздел / Жития Святых


Подготовила Татьяна Гурьянова

Священноисповедник протоиерей Георгий Коссов
Пастырю добрый Бога в сердце смирением стяжавый
/ Орловския земли предивное украшение.
/ Послушанием, терпением страхования преодолевый,
/ на месте пусте храм и школу создавый.
/ Любовью Христовой всех согревая,
/ силою благодати бесы изгоняя,
/ явлением мощей твоих нас ободряя,
/ святой праведный отче Георгие,
/ молись Пресвятой Троице спастися душам нашим.

26 августа / 8 сентября Православная Церковь отмечает память святого Георгия исповедника, пресвитера. Деревня Чекряк Болоховского района Орловской области считалась раньше одним из самых глухих уголков уезда. При царевне Софии Алексеевне (1657—1704) в ней построили Спасо-Преображенскую церковь. Деревня стала называться Спас-Чекряк. Священники здесь не уживались: вопиющая бедность, поголовная неграмотность, безразличие к храму. В конце XIX века сюда приехал новый приходской священник Георгий Коссов. Позднее он вспоминал: «… когда я сюда приехал, меня оторопь взяла — что мне тут делать? Жить не в чем, служить не в чем… Священник я в то время был молодой, неопытный, к тому и здоровьем был очень слаб, кровью кашлял. Матушка моя была сирота бедная, без всякого приданого. Поддержки, стало быть, ни оттуда ни отсюда не было, а на руках у меня были младшие братья. Оставалось бежать. Так я и замыслил.»

Надеясь, что его отъезд не встретит возражений, о. Георгий направился в Оптину пустынь к старцу Амвросию. Приехав молодой священник скромно стал ждать, когда старец освободиться. Но тот прошел сквозь толпу богомольцев прямо к нему: «Ты, иерей, что там такое задумал? Приход бросать?! Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты строй новый, да большой, каменный, да теплый, да полы в нем чтоб были деревянные: больных привозить будут, так им чтоб тепло было. Ступай, иерей, домой, ступай, да дурь-то из головы выкинь! Помни: храм-то строй, как я тебе сказываю. Ступай, иерей. Бог тебя благословит!»

Вернулся отец Георгий в Спас-Чекряк: «Напала на меня тоска неотвязная. Молиться хочу — молитва на ум нейдет. С людьми, с женой даже не разговариваю. Задумываться стал. И стал я слышать и ночью и днем — больше ночью — какие-то страшные голоса: «Уходи, — говорят, — скорей! Мы тебя совсем со свету сживем!..» Галлюцинации, должно быть... Я в ужасе, едва не мешаясь рассудком от перенесенных страхов, опять кинулся к отцу Амвросию. Отец Амвросий, как увидел меня, да прямо, ни чего у меня не расспрашивая, и говорит мне:

Ну, чего испугался иерей? Он один, а вас двое!

Как же это так, — говорю, — батюшка?

Христос Бог, да ты — вот и выходит — двое! а враг-то — он один. Ступай, — говорит, — домой, ничего вперед не бойся; да храм-то, храм-то большой каменный, да чтоб теплый, не забудь строить! Бог тебя благословит!

С тем я и ушел. Прихожу домой; с сердца точно гора свалилась. И отпали от меня все страхования. Стал я тут и Богу молиться … в одиночку, в пустом храме канон Ей [Царице Небесной] читать… Смотрю: так через недельку-другую — один пришел в церковь, стал себе в уголок да со мной Богу вместе молится; там другой, третий, а тут помер батюшка отец Амвросий, народ его весь начал к Чекряку прибиваться: советов от меня да утешений ищут: без отца Амвросия-то жутко стало жить на своей вольной волюшке...».

«Я без батюшки о. Егора теперь ничего не делаю, — говорил один из простых русских людей, приходивших к подвижнику, Антоныч, — Да и как делать-то? Как оберечь себя по нашим временам от человеческого коварства? Теперь и в своей семье, и то смотри в оба – в сыне ли, в дочери ли – не то друг, не то враг сидит. О посторонних уже и говорить нечего: у тех одно в голове – как бы тебя оболванить, дураком поставить да ободрать как липку. Вот такие-то, как о. Егор, нам грешным, только и спасенье: придешь к нему, душу свою окаянную выложишь, совета спросишь и уедешь от него – на сердце-то легко, легко!»

Высоко чтил подвижника святой Иоанн Кронштадтский и выговаривал орловским паломникам, зачем они ездят к нему, когда у них есть такой святой батюшка, заслуживший своей богоугодной жизнью любовь у Господа.

А построил-то батюшка Георгий столько всего… В селе устроили с помошью местных крестьян кирпичный заводик. Хозспособом на специально купленной священником лесной даче готовился лес, а из него двери, окна, парты. В 1893 году была открыта и освящена церковно-приходская школа. «… мы не знаем примеров, среди духовенства их, кажется, и вовсе нет, чтобы одно лицо строило здание для церковно-приходской школы, стоящее до 8 тысяч рублей», — говорил свящ. М. Козмодамианский. [Для сравнения цитата: «В 1870 году в Баку добывалось нефти только на несколько тысяч рублей; в конце XIX века русская нефть наводнила Европу и Азию; в Баку были основаны колоссальные заводы» «…торговый оборот всемирного рынка в конце XIX века был равен 33,5 млрд. руб.»]

Но батюшка не был «бизнесменом». Господу было угодно, чтобы все это было построено.

Вот еще рассказ одного из очевидцев: «Есть у нас в Болохове купец богатый. Народу он на своем веку обидел без конца. Своим родным и тем не давал пощады: только попадись — давил да гнул, кого попадя… Под старость богомолен стал: жертвователем заделался… Поехал к батюшке [Георгию] наш богатей да и говорит ему: «… пожалуйте от меня на построение храма 20 тысяч…». А батюшка ему: «Храмы Бог строит, а мы, люди, у Него приказчики. По-людскому, по-приказничьему, спасибо тебе на жертве, ну, а Хозяин твоих денег брать не велит.» — «Как так?» — «Да очень просто: деньги ваши больно человеческими слезами подмочены, а такие Богу неугодны… Не возьму от тебя и миллиона; возьму, когда ублаготворишь тобой обиженных»… Ведь привел в совесть богатея-то нашего: теперь всех своих родных, кого обидел, на ноги ставит… Сторонних, им обиженных, и тех разыскивает, чтобы обиды свои выправить…»

В селе были также построены странноприимный дом, больница, при школе – приют для девочек-сирот и крестьянских детей.

«Девочки очень хорошие, но несчастные, — го¬ворил батюшка Георгий, — Все они безродные. Есть и благо¬родные среди них, а ведь все равно кинутые. По-смотришь на такую девчушку, жалко станет, и подберешь ее. А коли взял, нужно заботиться. Вырастают — выходят замуж или, если захотят, в монастырь. Девушки и хорошие, и красивые выра¬стают, от женихов отбоя нет». Когда девочке ис¬полнялось 14 лет, батюшка заказывал кованый сундук и все годы до выхода из приюта «набивал его добром» — будущим приданым. «Вот какой рай устроил Батюшка сиротам крестьянским! Нигде этого нет!» — говорили в народе.

Из построенного отцом Георгием мало что сохранилось теперь. Но, кроме примера своей жизни, батюшка оставил нам духовное наследие. Вот, например, его слова, которые очень актуальны и в наши дни: «Сила Божия в немощи нашей совершается. Пока человек рассчитывает на свои силы, до тех пор нет проявления споспешествую¬щей силы Божией. А вот оставили тебя твои силы, ближние твои отступили от тебя, нет спасающе¬го: тут-то и возопи с верой и смирением! А Бог-то, Он тут как тут. Скор и внезапен Он, Милосердный, на помощь всем, призывающим Его во истине. Кажется: вот, вот затоптали человека люди и обстоятельства; а он возопил к Богу из глубины душевной, и вот — где топтавшие!?.»

Последние годы жизни отца Георгия были скорбными. Арестовали и сослали его дочь и зятя-священника. Батюшку Георгия неоднократно арестовывали по подозрению в укрывательстве церковных ценностей и обыскивали, но, не имея улик и опасаясь его широкой популярности, отпускали.

Отец Георгий умер в 1928 году и был похоронен у алтаря построенной им Спасо-Преображенской церкви.

Честные мощи священноисповедника Георгия Коссова находятся в Ахтырском соборе. Рака с мощами священноисповедника Георгия Коссова, доставленная в Орел 30 января 2010 г., с 8 февраля пребывает в Ахтырском кафедральном соборе Орла.

Литература • Священноисповедник Георгий Косов. Житие. Акафист. СПб., Агат. 2004 г.

Нилус С.А. Великое в малом. М., Издательство Сретенского монастыря. 1999 г. • Русь Святая. Календарь на 2003 год с житиями святых и подвижников благочестия XX столетия. М. Благо, 2002.

Материалы сайтов http://ahtir-orel.orthodox.ru, http://ricolor.org, http://www.oryol.ru.




В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым