На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

bogosl.txt / Жития Святых
0 / 0
0 / 0

Татьяна Гурьянова

От греха к святости: преподобный Максим Исповедник
13/ 26 августа Православная Церковь празднует перенесение мощей преподобного Максима Исповедника.


Святой угодник родился в Константинополе. Богослов и философ, блестящий оратор, святой служил в канцелярии императора Ираклия (575-641). Император, чтобы укрепить свои позиции и «скрепить государство единой волей, как у Христа», издал указ, чтобы все подданные верили так, как верят еретики-монофелиты.

Макарий Великий говорил о том, что есть человеческая воля, а есть воля Божия, и человеческая воля — есть важнейшее условие жизни с Богом. Без человеческой воли Бог не делает ничего: «Воля человеческая есть как бы существенное условие. Если нет воли, Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей»...

Монофелиты признавали в Иисусе Христе лишь одну Божественную волю, хотя Православная церковь и четыре Вселенских Собора утверждали, что у Господа были два естества: Божественное и человеческое и две воли: Божественная и человеческая. Святой Максим не принял императорского указа о следовании ереси, ушел из страны и стал иноком.

Ересь распространялась все шире, достигла Рима. Блаженный Максим посоветовал святому Мартину, бывшему в то время Папой Римским, созвать поместный собор и осудить ересь. За это святых Мартина и Максима похитили. Святого Мартина заточили в монастырь и уморили голодом, а святой Максим был брошен в темницу. Будучи в заточении, святой боролся с ересью, как своими блестящими ответами, так и рукописными посланиями, которые переписывались другими от руки и распространялись по всей Империи.

Святого Максима доставили в Константинополь и за одно признание истинности монофелитства обещали трон Константинопольского Патриарха. Святой был непреклонен. Ему было за 70. Но не взирая на годы, подвижника веры подвергли бесчеловечным пыткам, отрезали язык и правую руку. Но и лишившись возможности писать и говорить, святой не отступил от истинной веры. Перенеся тяжкие страдания, святой умер в изгнании в 662 году. Шестой Вселенский Собор, состоявшийся в 680 году, достойно почтил память исповедника, а еретиков и их учение предал анафеме.

Максим Исповедник продолжает своё наставление в вере и в наши дни. Его труды просты в изложении, он трактует Евангелие и Ветхий Завет главным образом в нравственно-аскетическом ключе. Затруднения (апории) Священного Писания Максим Исповедник делает отправными точками для морального или духовного урока в своем труде «Вопросы и затруднения» (Questiones et dubia). «Даже самые темные и незначительные места Священного Писания в «Вопросах и затруднениях» становятся кладезем духовных указаний для аскетической жизни», — пишет об этом рукописном труде святого исследователь экзегезы Пол Блоуерс.

Преподобный Максим развивает классическое аскетическое учение о грехе. Греховные воспоминания, фантазии (прилог), вожделение и пожелание приписываются падшим духам и аффектам человеческой природы, вследствие грехопадения, а сосложение с дурными помыслам и грех на деле или греховный поступок — это уже дело свободной воли, сознательные действия человека. В покаянии, по словам Максима Исповедника, в начале необходимо удаляться от греха, совершаемого на деле, затем — от согласия на грех, затем от греховных пожеланий и прилогов. Святой выделяет ступени богопознания: покой от делания греха, прекращение распаляющего образа жизни, удаление от места общения с живущими, не хранящими себя, затем от занятий, которые ничего не приносят для жизни по Богу, уход от существования, которое рассеивает ум и ввергает его в многозаботливость. Последняя ступень — суть монашества — вообще не иметь своей воли — отречение от мира и истинное послушание Богу.

У Максима Исповедника присутствует многозначное понимание заповедей Божиих, данных в Священном Писании для отвращения и борьбы с ними. Так, например, соблюдающий заповедь «Не убий» не только отвращается от совершения своими руками убийства, но если видит алчущего, — питает его, видит жаждущего — напояет, нагого — одевает, странника — вводит [в свой дом], если увидит больного — не презрит его, если увидит заключенного в темнице — придет к нему; а тот, кто этого не сделал, — совершил убийство, ибо позволил кому-нибудь из них умереть в их обстоятельствах.

Литература

Жития святых для детей. М.: изд. Сретенского монастыря, 2008.

Преподобный Максим Исповедник. Вопросы и затруднения. М.: Паломник, 2008.




В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым