На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

bogosl.txt / Жития Святых
0 / 0
0 / 0

Татьяна Гурьянова

Благоверный князь Роман (Олегович) Рязанский (1270)
Память святого благоверного князя Романа Православная церковь чтит 19 июля / 1 августа.


Святой Роман вырос среди скорбей, в слезах и молитвах за родину. Русь была в то время под гнетом монголо-татарского ига.

Отец святого более 10 лет томился в тяжелой неволе в Орде. Его два деда страдальчески закончили жизнь в борьбе с верховным главнокомандующим ханом Батыем. Смерть Олега Ингваревича Красного была схожа с мученической кончиной внука — святого Романа: когда князя Олега, взятого в плен, привели к Батыю, хан, пораженный мужеством и красотой его, предлагал князю свою дружбу, если тот переменит веру. Олег с презрением отверг это предложение, и Батый приказал разнять его по частям...

Всем известна битва русских войск под предводительством Александра Невского с немецкими рыцарями в 1242 г., названная Ледовым побоищем... Одержав блестящую победу в этом сражении, святой благоверный князь не решил политических задач: его победа не гарантировала ненападение немцев, поскольку сил у немецких рыцарей было гораздо больше, чем у новгородцев. По мнению Л. Н. Гумилева, «города-крепости Рига, Кенигсберг, Ревель служили удобными плацдармами для наступающего с Запада европейского рыцарства. При этом немцы могли постоянно пополнять свои войска, так как в XIII веке в Европе было огромное количество добровольцев, мечтавших найти применение своим силам». Опасность, грозившая с Запада, была велика. Чтобы противостоять ей, Руси нужен был сильный союзник. Обрести такого союзника помогла цепочка событий и гений Александра Невского.

Двоюродные Братья Батыя — сын великого хана Угэдэя Гуюк и верховного судьи Монгольского улуса Чагатая — оскорбили Батыя, и хан отправил их к родителям, которые на время приструнили строптивых юнцов. Но по кончине Угэдэя два ненавидящих Батыя воина начали совместную против него борьбу, и положение Батыя становилось опасным. В распоряжении Гуюка, стань он великим ханом, оказалось бы не менее 100 тысяч воинов, когда у Батыя было всего 4 тысячи, что и произошло в 1246 году. Батый попытался обрести поддержку на Руси. Препятствием этому союзу могла послужить смерть от яда князя владимирского Ярослава, отца Александра Невского, присутствовавшего на торжествах по поводу избрания нового хана. После смерти князя Ярослава Всеволодовича Северо-Восточная Русь не стала зависимой от Орды: Батыем был утвержден новый великий князь Владимирский Святослав Всеволодович, брат погибшего. Затем произошла быстрая смена исторических лиц и событий, и вдова Гуюка отдала власть на Руси детям отравленного Ярослава.

Александру предстоял тяжелый выбор союзника: Орда, в которой погиб его отец, и Запад, с рыцарями которого он познакомился во время Ледового побоища. Святой Александр «великолепно разобрался в этнополитической обстановке и сумел встать выше личных эмоций ради спасения Руси. В соборном мнении потомков выбор Александра Ярославовича получил высшее одобрение», — пишет Л.Н. Гумилев.

Русские княжества сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность. И после смерти Александра Невского, «где вступали в дело татарские войска, натиск быстро останавливался... за налог, который Александр Невский обязался выплачивать Сараю... Русь получила надежную и крепкую армию... Те русские княжества, которые отказались от союза с татарами, были захвачены частично Литвой, частично Польшей, и судьба их была очень печальной. В рамках западноевропейского суперэтноса русичей ждала участь людей второго сорта».

В жизни всегда есть место подвигу. Господь возвеличивает ревнителей веры. Одним из таких людей был святой благоверный князь Роман. Один из татарских сборщиков, собирая дань, вел себя, с христианской точки зрения, бесчеловечно. Князь Роман старался обуздать его, за что сборщик донес хану о том, что князь рязанский поносит великого хана и его веру. Вызвав князя в орду, хан предложил ему выбор: мучительная смерть или вера татар.

- Я покорен воле Божией, — отвечал князь, — и повинуюсь власти хана. Но никто не принудит меня изменить моей святой вере.

Его жестоко избили. Но князь от веры не отказался. Когда князя привели на место казни, он стал проповедовать Христа собравшемуся для зрелища народу. Ему отрезали язык и стали мучить с ухищренной лютостью. Сперва вырезали ему глаза, потом обрубили пальцы рук и ног, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги. Он оставался еще жив. После этого с головы содрали кожу и лишь тогда отрубили голову и воткнули ее на копье. Это неизреченное страдание совершилось 19 июля 1270 г. Почитание благоверного князя-мученика началось сразу же после его смерти

Неизвестно, где находятся святые мощи князя Романа. По преданию, они были тайно унесены в Рязань и преданы земле.

Благоверный княже Романе, моли Бога о нас!

Литература • Л. Н. Гумилев. От Руси до Росии. АСТ Москва, 2008.

Е. Поселянин. Святые вожди земли Русской. М Сп.Б. «Лествица» «Диоптра» 2000.




В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым