|
К началу учебного года, как обычно, приобрела ребенку дневник. Такой, как нынче положено: единого образца для всех школьников Республики Беларусь. Полистала. Нашла некоторые минусы в оформлении, плюсы в отсутствии нелепых картинок. Вместо этого каждый ребенок в дневнике может найти изображения государственной символики: герб, флаг, текст гимна. На последнем форзаце напечатан перечень государственных праздников и праздничных дат. Пробежав его глазами, с тоской обнаружила, что таких праздников, как Рождество Христово или Пасха, «в списках не значится». Зато присутствует годовщина Октябрьской революции…
В голове родилась целая буря вопросов: почему? Зачем? Так ли это на самом деле? Как к этому относится народ? И, пожалуй, главное: как к этому следует относиться православному человеку. Ответы на все эти вопросы искала в государственных документах, в беседах с самыми разными людьми, в материалах интернетовских сайтов, и, конечно, в собственном сердце. Начать следует с официальных актов.
Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. N 157.
В указе определены и закреплены понятия государственного праздника и праздничных дней. Определено, что государственный праздник — это праздник, установленный в Республике Беларусь в ознаменование события, имеющего особое историческое либо общественно-политическое значение для Республики Беларусь, оказавшего существенное влияние на развитие белорусского государства и общества. В Республике Беларусь отмечаются следующие государственные праздники: День Конституции — 15 марта; День единения народов Беларуси и России — 2 апреля; День Победы — 9 мая; День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь — второе воскресенье мая; День Независимости Республики Беларусь (День Республики) — 3 июля.
Иные дни, посвященные выдающимся событиям, традиционным датам, чествованию работников определенной профессии, отрасли хозяйства или сферы деятельности и т.д., не перечисленные выше, являются праздничными днями, если это установлено президентом Республики Беларусь.
В Республике Беларусь отмечаются следующие праздничные дни: общереспубликанские: Новый год — 1 января; День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь — 23 февраля; День женщин — 8 марта; Праздник труда — 1 мая; День Октябрьской революции — 7 ноября; религиозные: Рождество Христово (православное рождество) — 7 января; Пасха — по календарю православной и католической конфессий; Радуница — по календарю православной конфессии; День памяти — 2 ноября; Рождество Христово (католическое рождество) — 25 декабря.(Далее в Указе следуют профессиональные праздники).
Некоторые вопросы этот документ снял: и Рождество, и Пасха присутствуют, но в разделе религиозных праздников. Те, кто создает дневники в нашем христианском государстве, этот раздел не читали. Возникли новые недоумения: оказывается, у нас так много государственных праздников, о которых подавляющее большинство населения и не подозревало! Общенародными из них можно назвать лишь День Победы, ну, может, еще 3 июля.
7 ноября, таким образом, попало в разряд памятных дат, посвященных «выдающимся событиям» в нашей истории. Событие и впрямь незаурядное: государственный переворот, повлекший за собой гражданскую войну, репрессии, сотни тысяч жертв… И, как все политические события, неоднозначное. Кто-то потерял тогда все: Родину, веру, близких… А кто-то из тех, «кто был никем», стал «всем». Естественно, для одних этот день стал самым черным в истории, для других — праздником. Отдавая дань исторической справедливости, следует заметить, что большинство людей, воевавших по обе стороны баррикад, свято верили, что жертвуют жизнью ради блага своей страны и народа. Затем последовали семьдесят с лишним лет советской власти, с ее мощной идеологической машиной, не позволяющей сомневаться в том, что именно «Великий Октябрь» нас всех осчастливил. А после — бурная перестройка, развал Союза вместе с его идеологией. Под обломками был завален и сей «праздник».
После этого бывшие союзные республики пошли своими дорогами. В большинстве из них про «красный день календаря» и не вспоминают. Разве что старшее поколение ностальгически вздохнет за накрытым столом…
Конечно, сильнейшие споры об отношении к этой дате проходили в России. Неудивительно, ибо именно в этой стране революция и произошла. Именно здесь на сегодняшний день присутствует наибольшее разнообразие всяческих политических партий и течений. Одни и сегодня готовы выходить на улицы с красными флагами, другие ностальгируют по временам царской империи, третьи строят развитое капиталистическое общество… Но ведь смогли в чем-то договориться: теперь в ноябре Россия отмечает День национального примирения и согласия. Совсем недавно в Донском монастыре бы захоронен прах лидера белого движения, генерала Деникина. Данное событие прошло в присутствии первых лиц Церкви и государства, и должно было явиться демонстрацией истинного примирения. Разумеется, его приняли не все, но власть свое отношение выразила недвусмысленно.
У нас в Беларуси этот праздник на несколько лет исчез из календаря, но в конце 90-х годов появился снова. По настоятельным просьбам ветеранов и коммунистов… Анализируя отношение к этому дню моих собеседников, пришлось признать: праздником его почти никто не считает. Большинству все равно, с чем связано данное событие, но радует лишний выходной день. Меньшинство считает, что день скорее грустный, чем праздничный. И лишь единицы по-прежнему рады этому дню, как именно важной исторической дате. Приведу несколько цитат, некоторые из них взяты с нашего Интернет-форума:
— Рэвалюцыя... Абывацелю абсалютна неістотна, што адзначаецца, галоўнае, каб быў выхадны. А навогул нешта залежыць ад таго, як грамадскасьць ставіцца да рэвалюцыі. Калі грамадскасьць разглядае рэвалюцыю як лёсавызначаючую і пазітыўную ў доўгатэрміновым плане для Беларусі падзею, то адзначаць трэба. Калі як памылку і трагедыю, то трэба адзначаць днём траура. Аднак ў нашым грамадстве няма адзінасьці па гэтаму пытаньню. Але нават ня ў гэтым праблема. Праблема ў тым, што большасьць нашага грамадства — абывацелі. (Виталий,)
— Не могу назвать 7 ноября праздником. В этот день произошел государственный переворот. Думаю, кощунственно устраивать из этого дня общенародный праздник. (Е.П., 46 лет).
— День 7 ноября. Я думаю, что к этому вопросу нужно подходить не спеша и очень мягко. Дело в том, что в годы советской власти были созданы образы, установлены памятники, названы улицы и учреждены праздники. Все это было частью идеологической программы. Может быть потому, что люди не приемлют "демонизированные" образы, эти символы несли в себе другое наполнение. Например, В.И.Ленин. Идеологическая машина не говорила, что он был просто страшным человеком и инициировал жесточайшие репрессии и террор. Нет. Этот образ преподносился как "самый человечный человек", который любил детей и беззаветно (слово-то какое, почти забытое) боролся против угнетения, за счастье простого трудящегося человека. Поэтому у многих людей, даже сейчас, этот образ не вызывает негативного отношения. Так же можно сказать и о других символах, включая праздники. Конечно, праздники любимы еще и потому, что это просто праздники. Для того, чтобы убрать памятники Ленину, другим страшным его соратникам и заменить праздники, необходимо изменить образ этих символов в обществе. Иначе трудно избежать социальной напряженности. При правильном и неторопливом подходе эти проблемы решатся. Уверен, что и Церковь поможет правильному пониманию символов государственной идеи — какие образы и события могут воплотиться в памятники и праздники. (И.В. Смоляков, 42 года).
— Наш «памяркоўны» народ по поводу этого праздника и "ура" не кричит, и не протестует особо. Лишний выходной день все-таки! Справедливости ради надо сказать, что никого из нас не принуждают праздновать годовщину революции. Торжества даже на государственном уровне весьма скромные. Нет массовых добровольно-принудительных демонстраций, как это было в советские времена. А если начнется принуждение в таких сугубо личных вопросах, то новой идеологии придет конец. Сегодня страну не огородишь железным занавесом, у людей много источников информации, из которой они сами должны делать выводы. Особенно молодежь сегодня не приемлет принуждения.(Н.К., 35 лет).
— У меня праздник 7 ноября вызывает лишь сожаления. Хорошо, конечно, что сделали выходной. Но праздновать тут нечего. (Ирина, учитель, 30 лет).
— С этим праздником связана вся наша жизнь. Для нас слова «свобода, революция, равенство» были не просто лозунгами. Мы в них верили. Да и теперь еще рано судить, кто прав. История рассудит. (А.В., 68 лет).
Как видите, палитра весьма пестрая. Есть о чем порассуждать. Ясно лишь, что в человеческом обществе нельзя рубить с плеча, ровнять всех под одну линеечку.
А теперь хочется взглянуть на проблему с точки зрения церковной истории.
Именно в двадцатом веке в православном словаре появилось слово «новомученики», именно так называют святых, принявших страдания за веру в Господа в годы безбожной власти, воинствующего атеизма, лживой идеологии. Тысячи людей отдали жизни и приняли муки лишь за то, что исповедовали Христа. Среди них были архипастыри и священники, монахи и миряне, люди царского рода и беднейшие крестьяне. Среди них и особо почитаемые народом великая княгиня Елисавета, священномученик Владимир, Митрополит Киевский, и ведомые лишь одному Богу исповедники веры. Их крестный путь начался в 1917 году. Перечитывая жития, нетрудно заметить общие черты их подвигов: незлобие и смирение, прощение своих мучителей и даже молитва за них, служение Богу и ближним до последнего мгновения земной жизни, абсолютная вера в то, что все, что происходит, попущено Господом... Нам трудно понять разумом такую высокую веру, ее можно лишь ощутить сердцем и поклониться…
НОВОМУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕ
Багряная листва на кленах.
Октябрь. Семнадцатый. Беда.
В багровом пламени знамена
Ведут Россию в никуда.
И с ложным посулом свободы
В кровавую годину ту
Восстала злоба преисподней
На святость, веру, чистоту.
Их были тысячи — убитых,
Принявших муки христиан.
Епископов, митрополитов,
Монахов, иереев и мирян.
Мучителей благословляли,
Зла в чистом сердце не держа.
Вторую щеку подставляли
И шли по лезвию ножа.
Сей покидали мир ничтожный,
За все Творца благодаря,
И за убийц молили: «Боже,
Прости. Не знают, что творят…»
В мир вознеслись небесный, лучший,
К стопам небесного Царя,
Скорбя о Родине заблудшей,
За свой слепой народ моля.
Может, только благодаря их подвигу и их молитвам выстояла Россия (и Великая, и Малая, и Белая). Смог народ пережить и кошмар братоубийственной гражданской войны, и ужасы Великой Отечественной, смог не утратить окончательно веры и совести в годы советской власти.
Когда я начала готовить этот, такой непростой материал, произошло событие, незаурядное в истории Церкви. Были обретены мощи священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского. Святитель Гермоген (в миру — Георгий Ефремович Долганов, 1858-1918 гг.) управлял Тобольской епархией в 1917-1918 гг. и принял мученическую смерть от большевиков летом 1918 г. в селе Покровское близ Тобольска. Мученическую кончину предрекал ему в 1906 г. св. прав. Иоанн Кронштадтский, который писал: "Вы в подвиге; Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас". На Архиерейском соборе 2000 года епископ Тобольский и Сибирский Гермоген был причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских. Открытию мощей предшествовала большая исследовательская работа, необходимо было удостовериться, что это именно то захоронение. При большом стечении верующих, в присутствии архиереев мощи были вскрыты. Все детали подтверждали, что найдены останки именно святителя Гермогена, причем тело и облачения хорошо сохранились. Последним и окончательным доказательством стали зубы почившего: по свидетельству архиепископа Тобольского Димитрия, "они были как пилка" — известно, что когда архипастыря предавали мученической кончине, он пел "Христос воскресе!", и палачи били его прикладами по лицу, сбив зубы. От гроба с телом исходило благоухание. Крестным ходом он был обнесен вокруг двора Тобольского кремля и помещен в Покровский храм, где была отслужена Божественная литургия. Сейчас мощи открыты для поклонения верующих. Не всем известно, что несколько лет своей жизни владыка Гермоген провел в Беларуси, в Жировицком монастыре. Сюда он был удален с Саратовской кафедры за обличительные речи в адрес Распутина, за твердость и смелость в убеждениях. Жировичи хранят добрую память об архипастыре, которому даны были немалые дары: известно, что он был замечательным проповедником, силой молитвы исцелял больных и бесноватых.
Когда-то вера и благочестие были главными ценностями в народе, а жития святых были самой читаемой книгой. У святых учились, им подражали. Сегодня популярны иные книги. Но для людей верующих по-прежнему нет лучших образцов для подражания, чем угодники Божии. Их жизнь и чудеса Господь открывает нам именно в назидание. Нам всем есть о чем поразмыслить, перелистывая страницы житий новомучеников. Поучиться их вере и благородству, смирению перед волей Божией.
Возвращаясь к теме празднования 7 ноября нельзя отрицать, что раз этот день выделен в календаре, значит, попущено Богом, чтобы не была стерта память о нем. Память, призывающая к молитве за свою страну, за свой народ, за тех, кто сложил головы в смутах ХХ столетия. Память, призывающая хранить свою землю от новых кровавых смут.
Как же все-таки следует провести этот день православному человеку? Конечно, не на политическом митинге. Можно воспользоваться выходным днем, чтобы больше внимания уделить своим близким, а можно, если есть на то веление сердца, помолиться в храме об упокоении тысяч христиан, павших годы всевозможных войн и революций.
Елена Михаленко, главный редактор
| |