На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

prosvet.txt / Публицистика
0 / 0
0 / 0


«Я не хочу жить так, как раньше». Интервью с братом Ильей из поселения при минском Свято-Елисаветинском монастыре
Брат Илья Мельниченко уже больше года несет послушание старшего среди братьев в поселении рядом с монастырем, где живут люди с разными судьбами. Среди них — бывшие наркоманы, алкоголики, заключенные. Господь собирает этих людей, чтобы они через молитву и послушание изменили себя и свою жизнь.

Расскажите, пожалуйста, о своей прошлой жизни: где Вы родились, в какой семье выросли, ходили ли с детства в храм?

Родился и вырос я в Севастополе (Украина). Мой отец сидел в тюрьме, поэтому воспитывала меня мама. Когда отца не стало, он умер, мы переехали в Беларусь, в Молодечно. Крестили — да, крестили, но в Церковь я никогда не ходил. Иногда с ребятами забегали в храм, но только ради интереса, просто посмотреть. Вообще я был плохим подростком. В конечном итоге сел в тюрьму.

Сколько лет Вам было, когда это случилось?

17 лет, сидел в основном за грабеж и насилие против человека.

А почему так случилось, что Вы туда попали? Плохая компания была?

Глупо говорить, что виновата компания, а не я. Наверное, самому хотелось какой-то романтики…

Тюрьма — это романтика?

Можно и так сказать, глупая только… Подростки всегда хотят показать свое превосходство над ровесниками.

Сколько раз Вы сидели?

Четыре, но сроки были небольшие — по два, по три года.

Как Вы узнали о Свято-Елисаветинском монастыре?

Последний раз, когда я сидел в тюрьме, один заключенный рассказывал о том, что трудился при Свято-Елисаветинском монастыре. Он говорил, что в монастыре помогают людям, приводят к Богу. И меня этот рассказ очень заинтересовал. Я написал письмо в монастырь, и ответила мне монахиня Евпраксия. Почти три года она писала мне письма. Раньше я даже понятия не имел, кто такие монахи. Первая книга, которую я прочитал про монахов и узнал, что такое монастырь, была «Пасха красная» Нины Павловой, которую прислала мне матушка Евпраксия.

Матушка Евпраксия посоветовала Вам приехать в монастырь?

Да. Она написала, чтобы я после освобождения приехал в монастырь и увидел все своими глазами. Я приехал где-то за неделю перед Пасхой два года назад. Я не могу сказать, что меня сразу коснулась благодать, нет, я просто почувствовал, что можно жить по-другому, вырваться, потому что тюрьма, водка, наркотики губят человека.

Как Вы решили, что хотите остаться в монастыре?

Мне предложили немного пожить в монастыре, подумать о своей жизни. Я и остался.

К маме ездите в Молодечно? И как она относится к Вашему приходу к вере?

Да, езжу. Мама сейчас рада за меня. Она уже не боится, что я опять плохо себя поведу. Да и вообще за эти два года в моей жизни многое изменилось.

Что больше всего на Вас повлияло здесь, в монастыре? Возможно, какой-то человек, или встреча, либо Вы сами почувствовали, что надо меняться?

Общая атмосфера монастыря меняет человека. Странно, наверное, жить в монастыре и не видеть, что здесь происходит. В монастыре благодать, все располагает к тому, чтобы душа становилась добрее, чище.

Вы впервые исповедовались и причастились в монастыре?

Да. Раньше я никогда не исповедовался и не причащался.

Трудно было менять свою жизнь? Просто самому себе сказать: я начинаю жить по-другому.

Конечно, трудно. Можно сказать себе: завтра я стану хорошим, — но какие-то твои жизненные принципы, привычки все равно остаются…

Вообще, о том, изменился ли я, должны говорить другие: отец Андрей, матушки, братья, с которыми я живу и хожу на послушания.

Когда-нибудь было желание вернуться к прошлой жизни?

К некоторым моментам — да. Оно и сейчас есть. Но меня останавливает то, что я прислуживаю в алтаре.

Расскажите, пожалуйста, о Вашем послушании пономаря.

Человек живет, и ему необходимо расти духовно. Вот Господь и отправил меня в алтарь. Это послушание во многом меня сдерживает. Это серьезный противовес каким-то принципам, моему второму человеку, который живет во мне.

Какие еще у Вас послушания в монастыре?

Я старший брат по вагончикам (поселения около монастыря) и тружусь в гараже.

Как давно Вы стали старшим братом?

Чуть больше года назад.

Что тяжелого в этом послушании?

Получается так, что не ты смиряешь, а тебя смиряют. Потому что надо любить, называть братьями совершенно чужих тебе людей. Все люди осуждают, ропщут, в том числе и я, поэтому тяжело. А надо свои эмоции скрывать, не давать им воли.

Расскажите, пожалуйста, о собраниях с отцом Андреем и монахиней Руфиной (старшая сестра по поселению). Что значат для братьев и для Вас лично эти собрания?

Мы собираемся каждую пятницу. Собрания — о нашей жизни и о том, как нам жить дальше. Собрания — это, прежде всего, диалог. И диалог должен быть со всеми. Всем братьям тяжело рассказывать про какие-то свои внутренние порывы, эмоции, но они стараются. И в этом заслуга отца Андрея, потому что батюшка всех вытягивает. Пока у нас плохо получается, чтобы был диалог, а не монолог. Чтобы не только батюшка говорил, но и братья. И обсуждали мы не только какие-то мирские проблемы, а больше говорили о душе, что она чувствует. Невозможно, чтобы душа человека, живущего в монастыре, ничего не чувствовала. Тем более, что все братья — побитые жизнью: практически все сидели.

Сколько братьев сейчас живет в вагончиках?

Обычно 23. Но сейчас некоторые братья ушли. А почему уходят? Потому что начинают осуждать, и из-за этого потом все падения. Допускают мысль, а мысль — это старт ко всему остальному.

У Вас было желание уйти?

Желание было, но не ушел. Я просто здраво смотрю на жизнь. Если бы я ушел, то, наверное, погиб бы.

Кем для Вас стал отец Андрей в жизни?

Я верю батюшке, поэтому, наверное, и живу как человек, нормально. Вечером я не думаю, что это мой последний день здесь и завтра я поеду уже в другое место. Батюшка для меня как отец, которого не было. Еще он мой духовный отец — ему я первый раз исповедовался. Раньше я никогда в жизни никому не говорил правду о себе. На исповеди вначале было тяжело, потому что всю прошлую жизнь я всех обманывал, а тогда впервые сказал правду.

На первые исповеди я приходил больше не к Богу, а к человеку и смотрел на реакцию батюшки: как он себя поведет и что скажет. Сейчас уже понимаю, что иду к Богу и Ему каюсь.

М. Руфина строга с братьями?

Бывает, что и строга. Главное, чтобы строгость была по любви.

Что для Вас значит богослужение?

На меня иногда такая благодать находит, что я стоял бы и стоял на службе. А бывает, что вообще ничего не хочется, только убежать. Все зависит от того, с какими мыслями пришел.

А когда Вам хочется убежать, Вы сами себя поддерживаете или просите у кого-то помощи?

Сам стараюсь, потому что понимаю: дороги назад нет. Она-то есть, но я уже не хочу жить так, как раньше.

Чему Вы научились в монастыре?

Научился трудиться. Потому что в миру не получалось. Желание было, возможности не было.

Бывает ли свободное время, и как Вы здесь его проводите?

Бывает, но редко. Иногда читаю. Мне нравятся книги, которые выходят в нашем издательстве. Например, «Верую, Господи, помоги моему неверию…». Читаю о святых.

Какой святой Ваш самый любимый?

Святитель Лука Крымский. Я прочитал его житие и вдохновился. Он перенес много страданий, но не сломался, волевой человек был.

А из художественных книг что читаете?

Люблю Булгакова, Сенкевича. Экзюпери нравится.

«Маленький принц»?

«Маленький принц» — это очень серьезная сказка. Там тоже хотели мира и любви.

Каким Вы видите свое будущее, чего хотите?

Все люди хотят чего-то. Но чем больше человек получает, тем больше ему хочется еще и еще. Главное — жить в трезвом уме и хорошем здравии и за все благодарить Бога.

сайт Свято-Елисаветинского монастыря

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым