На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

prosvet.txt / Публицистика
0 / 0
0 / 0


Разговор с воспитателями детского лагеря «Незабудка», что на подворье Свято-Елисаветинского монастыря
На подворье Свято-Елисаветинского монастыря уже 9 лет существует детский лагерь «Незабудка». Каждый год сюда приезжают дети из разных уголков Беларуси и России, чтобы провести несколько недель вдали от городского шума и суеты.

Сестра Татьяна и брат Родион трудятся воспитателями с самого момента зарождения лагеря. Они рассказали нам о жизни лагеря, об отношениях с детьми, поделились своими мыслями и впечатлениями.

Брат Родион, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Когда Вы впервые приехали в лагерь «Незабудка»?

Брат Родион: Я учусь в Минской духовной академии имени святителя Кирилла Туровского при Свято-Успенском Жировичском монастыре. В Академии я состою в миссионерском центре: с братьями мы ездим по школам, училищам, вузам и проводим беседы с молодежью. Я также старший преподаватель в воскресной школе при монастыре. В Академии выпускаются православный студенческий журнал «Ступени» и детский журнал «Колыбель», для которых я иногда готовлю материалы. В лагерь «Незабудка» приезжаю как воспитатель уже в девятый раз.

В этом году я ездил еще и в светский лагерь, чтобы посмотреть, как в таких лагерях занимаются с детьми. У них многому можно поучиться, но есть и такое, что совсем не полезно для детей. Основная задача воспитателей в светском лагере — чтобы дети были заняты чем-то, и о качестве никто особо не заботится: дети много смотрят телевизор, воспитатели устраивают такие конкурсы, как «Мисс лагеря», «Мисс Дюймовочка», «Любовь с первого взгляда». Все эти конкурсы не воспитывают в ребенке ничего возвышенного, а наоборот, разрушают его.

Пребывание в лагере «Незабудка» полезно для ребенка тем, что каждую пятницу приезжает батюшка, а в субботу все ребята идут в храм на Литургию. Многие дети первый раз в жизни исповедуются и причащаются в лагере. Я думаю, что для ребенка намного важнее прикоснуться к Таинствам Церкви, чем провести каникулы в Турции, Чехии или еще на каком-то популярном курорте. Живя в лагере, дети знакомятся с христианской жизнью.

Как проходит ваш день?

Брат Родион: Подъем в лагере в 7.30. Около 8 читаем по палаткам молитвы. После молитв у нас зарядка. В 9.00 — завтрак. Потом все идут на послушания: ребята помогают братьям на подворье собирать ягоды, складывать дрова. Сейчас, например, помогают строить дорогу от пасеки до монастырского корпуса. Каждый отряд по очереди дежурит на кухне. Это послушание для всех самое сложное, потому что нужно накрывать на столы, нарезать хлеб, чистить картошку, мыть посуду за всеми, убирать, подметать. Некоторым детям послушания нравятся, а некоторым сложно. Потому что чаще всего ребенок привыкает, что дома за него все делает мама. Но в лагере дети учатся самостоятельности и даже дома начинают мыть посуду, убирать. Кто-то дома никогда не молился, а приезжает из лагеря и начинает молиться.

Обед у нас в 13.00. С 13.30 до 14.30 — час тишины.

Сейчас к нам приехали ребята-казаки. Они каждый день проводят занятия по рукопашному бою. Многим детям это нравится. Тем более что наш главный казак — брат Дионисий — человек интересный, коммуникабельный, веселый, поэтому детям с ним интересно. В лагере также проводим различные конкурсы, эстафеты, спортивные мероприятия: волейбол, пионербол, теннис, футбол.

В 4 часа в лагере полдник. По вечерам ходим купаться. В 19.00 — 19.30 у нас ужин. После ужина тоже спортивные или интеллектуальные игры. В лагере проводятся чемпионаты по шашкам и шахматам, выявляем лучшего гроссмейстера. В 21.00 — вечерние молитвы. После молитв мы крестным ходом обходим вокруг лагеря. В 22.30 — отбой.

Как меняются дети после лагеря? Какими они приезжают и какими уезжают?

Брат Родион: По-разному бывает. В основном психологическое состояние улучшается. Бывает, что некоторые дети уезжают, потому что в миру они находятся под опекой мамы, а здесь нужно проявить самостоятельность. В лагере побыть полезно. Ребята вместе живут, спят, едят, послушание вместе несут, бывает, что и ссорятся, потом мирятся, ― человек учится жить в коллективе. Вожатые всегда помогают, если обстановка накаляется. Такой полевой лагерь может быть подготовкой к более серьезным жизненным испытаниям.

Вы всех принимаете?

Сестра Татьяна: Да, всех. Но я всегда говорю родителям, что самое главное — это желание ребенка жить в таком укладе, чтобы он представлял, что его ожидает.

Брат Родион: В лагере ребенок попадает в условия, в которых он может расти и нравственно, и духовно, и в бытовом плане. Дома он может возле мамы с папой все время жить в хороших условиях, и родители будут думать, что у них хороший ребенок. Поэтому очень часто родители приезжают и удивляются тому, что происходит с ребенком: он ругается с другими детьми, обижается, ссорится… Что-то похожее бывает, когда человек приходит в храм. Человек думал, что он жил все время правильно, жил, как все: праздники светские отмечал, а оказывается, что есть двунадесятые праздники, молитва, пост, воскресные дни. То же самое и здесь.

Сестра Татьяна: Многие дети впервые здесь постятся. По благословению батюшки в лагере соблюдается церковный пост. В городе это не реально, а здесь нет соблазнов: киосков, магазинов. И они довольные уезжают. Благодать Божия касается.

Когда приезжает сюда ребенок из нецерковной семьи, как он принимает правила лагеря?

Сестра Татьяна: У всех по-разному. Есть дети, у которых душа тянется к Богу, к храму. Труднее детям, у которых родители далеки от церкви. У нас был мальчик, который, когда началась гроза, молился так! Я не видела, чтобы так даже кто-то из взрослых молился. Ему было страшно, и поэтому он взял молитвослов и стал читать.

Брат Родион: В моем отряде тоже года 3 или 4 назад, когда началась сильная гроза, дети сказали: «Наверное, мы что-то не так делали. Давайте каяться, вспоминать, в чем согрешили». Прощение друг у друга просили, молились. С одной стороны, страшно, но с другой — человек в трудные минуты выбирает правильное направление.

Сестра Татьяна: Сейчас дети расслабленные большей частью, поэтому, попадая в такие условия, они учатся собираться, концентрироваться. Здесь все к этому располагает. Например, дома, чтобы пойти на службу, нужно сесть в транспорт, окунуться в шум, суету. А здесь идешь ― лес кругом, птички поют.

Дети общаются с братьями с подворья?

Сестра Татьяна: Мы встречаемся с братьями на Литургии. Они прошли непростой жизненный путь, и все отображается на их лицах. Есть, конечно, лица уже преображенные, потому что они не первый год живут на Лысой Горе. Человек меняется, когда начинает исповедоваться, причащаться, молиться. Мы говорим детям, что этих людей не надо осуждать, что мы должны быть милосердны к ним. И еще мы встречаемся с братьями на послушаниях. В лагере нет ни забора, ни охраны. Но я знаю: если что-то случится — братья всегда придут на помощь.

Перед началом смены я родителям рассказываю, что недалеко находится монастырское подворье. По мирским понятиям это безумие: оставлять детей с недавними уголовниками, наркоманами, алкоголиками.

Брат Родион: Здесь уже как Царство Небесное: и разбойники, и дети, все вместе.

Вы ездите с детьми в поездки?

Сестра Татьяна: В этом году с ребятами мы ездили в однодневную поездку в заказник «Голубые озера». Мы побывали на реке Страча, где разводится форель. Затем купались на озерах Глубля и Глубелька. Также мы посетили Мертвое озеро, где ничего не растет и никто не живет. Все вернулись в лагерь под большим впечатлением.

Каждый год мы ходим в поход. Вместе с ребятами за день мы проходим 15 километров. Во время похода мы посещаем музей Янки Купалы. Янка Купала ходил в начальную школу на Лысой Горе. После посещения музея мы купаемся на озере, а потом проходим участок бурелома, где иногда даже страшно идти. Дети про это место говорят так: там птичка не поет, мошка не летает, травка не растет. И заканчивается наш маршрут «малиновым раем» — так дети называют плантацию малины.

В лагере мы не проводим специальных занятий по закону Божиему. Мы стараемся говорить о вере ненавязчиво. За завтраком мы обязательно читаем жития святых. На обеде — добрые, нравственные рассказы. На ужине тоже что-нибудь читаем. В основном серьезные беседы с детьми у нас возникают, когда в жизни лагеря происходят какие-то сложные проблемы. Например, почти в каждой смене случается воровство мобильного телефона. Особенно младшие этим страдают: взял, поиграл, а вернуть уже сложно. Собаку с милицией вызывать бесполезно. Поэтому за вечерним правилом я обращаюсь ко всему лагерю и говорю, что поскольку у нас здесь семья, то значит, если происходит воровство, мы уже не доверяем друг другу. Поэтому предлагаю всем сделать 10 земных поклонов за того человека, который это сделал. И предлагаю, чтобы тот, кто украл, вернул телефон тайно и на исповеди обязательно покаялся. Как правило, возвращают на следующий день. В прошлом году было такое, что не возвращали три дня. Я предполагала, кто это, но, как говорится, не пойман — не вор. На третий день я сказала, что мы все складываем вещи, и лагерь закрывается. После моих слов телефон вернули.

Дети — это отражение нашего общества, нашего мира, они же не с Луны упали, они учатся в школе, они общаются дома, с друзьями. Мальчики сквернословят, дерутся. Девочки — сплетничают, как и во всяком женском коллективе, не принимают других в свою девичью среду. Все это есть и в нашем лагере, но мы стараемся с этим бороться.

Приходят ли к Вам дети за советом?

Сестра Татьяна: В лагере у детей наступает своя жизнь, более взрослая, потому что они оторваны от родителей, они вынуждены здесь учиться выживать, с кем-то примиряться, смиряться, учиться выбирать какую-то свою линию поведения. Мы, воспитатели, все время говорим родителям, что лагерь непростой, здесь ребенку надо работать над собой, над своими грехами.

В этом году я порадовалась. Потому что, как правило, подростков 15-16 лет в лагере почти нет. Но в этом году приехало пять мальчиков 16 лет. Мальчики в подростковом возрасте отходят и от храма, и от Бога. Они уже начинают искать свои пути. Но вот в этом году приехали, и меня это порадовало. Потому что моя боль всегда была о мальчиках. С девочками как-то проще. Они вышивают, поют, спектакли готовят.

Расскажите, пожалуйста, про ваши поездки.

Сестра Татьяна: В этом году мы едем в Черногорию. Два года назад в наш лагерь приезжал настоятель Цетинского монастыря игумен Лука и пригласил детей в его монастырь. В прошлом году мы не смогли поехать, потому что не было средств. А в этом году игумен Лука выслал нам деньги, чтобы мы приехали, и предложил бесплатное проживание и питание. И когда я обратилась к отцу Андрею с вопросом «Что делать?», батюшка ответил: «Если зовут — значит, надо ехать». Удивительно, что когда игумен Лука приехал к нам, все дети к нему как пчелки на мед прилетели, почувствовали что-то. И ему так понравилось у нас!

Мы ездили в православную общину в Михново, в Литве. Эта община существует с начала прошлого века. В советский период старец общины сказал, чтобы никто не говорил, что у них монастырь. Они назвались колхозом «Счастье». Так они и прожили этот нелегкий период. А недавно община собрала православный хор из детей из неблагополучных семей. И этот хор занял первое место среди детских коллективов Литвы, им присудили премию в две тысячи долларов. Но их духовник не благословил взять эти деньги, хотя живут они скромно. Люди в этой деревне живут за счет того, что добывают своим трудом. Там сохранились дома с дореволюционного периода. Когда я зашла в один из таких домов, то как будто побывала в панской усадьбе. Они не взяли эту премию, потому что как бы протестуют против законов денег в этом мире. Но при этом библиотека у них исключительная: много книг, дисков. Видно, что люди все скрупулезно подбирают и собирают. Архимандрит Леонид, настоятель общины, подвел нас, десять человек, к этой библиотеке и сказал: «Я благословляю каждого из вас взять любую книжку или диск, который вам понравится». Мы начали говорить, что ничего брать не будем. Но когда архимандрит ушел, старшая сестра сказала: «Это благословение, поэтому вы его не нарушайте».

Была у нас еще одна поездка в Вязьму, в удивительный монастырь в честь Иоанна Крестителя, где живет одиннадцать монахинь. Мы много где побывали: в Киеве, Петербурге, Пскове, но так, как в Вязьме, нас никто еще не принимал! Мы приехали в монастырь около десяти часов вечера. Стол для нас накрыли исключительный. В половине одиннадцатого нам открыли все три храма, открыли все церковные лавки. Они провели экскурсию по всем храмам, открыли даже тот храм, который был на реставрации. Мы договорились, что будем ночевать в храме на матрацах. Но увидев, что у нас в группе много девочек, сестры сказали: «Наша игумения в отъезде, поэтому мы разместим вас в игуменских комнатах». Для нас это была честь. Когда мы с девочками зашли в эту комнату, сразу почувствовали необыкновенную атмосферу.

Про поездки можно рассказывать часами…

Надеемся, что наш лагерь будет развиваться. Порой думаешь, что материально можно все улучшить: выстроить красивые корпуса, пригласить социологов, психологов, лучших поваров. Но можно потерять что-то такое, благодаря чему этот лагерь десять лет существует. Господь каждый год здесь всех собирает удивительным образом. В лагере нет специалистов, педагогов с образованием, зарплата не платится, все воспитатели трудятся на энтузиазме. Но самое главное — на любви к детям.

сайт Свято-Елисаветинского монастыря (Минск)

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым