На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

prosvet.txt / Публицистика
0 / 0
0 / 0

Николай ГРАДЮШКО

«Вхождение в образ»
В Минске написана икона для собора в Сан-Франциско

Через несколько дней белорусская икона пересечет океан и окажется в далекой Калифорнии. Образ Святителя Луки Войно-Ясенецкого иконописец Ольга Черняк создала специально для кафедрального собора в Сан-Франциско. Переступив порог мастерской минского прихода в честь образа Божией Матери Всех Скорбящих Радость, я узнал необычную историю появления иконы на свет, но еще более удивительной мне показалась судьба ее автора.

Несколько лет назад на электронный адрес нашего прихода получили письмо из Сан-Франциско, — вспоминает в беседе Ольга Черняк. – В нем протоиерей местного кафедрального собора Петр Перекрестов предлагал мне написать для своего храма икону аналойного размера Собор Святых Китайских Мучеников…

Мастер приняла предложение, и некоторое время спустя готовая икона была доставлена в США. А в октябре прошлого года Петр Перекрестов посетил минский приход. Из Крыма он привез частицу мощей архиепископа Луки, и Ольге Черняк поступило новое предложение.

Меня оно очень обрадовало, — говорит Ольга Игоревна. — Давно хотелось попробовать написать образ этого удивительно цельного, красивого, духовно сильного человека. Во времена гонений на Церковь он, хирург с мировым именем, претерпевая издевательства, ссылки, лишения, мужественно и открыто исповедовал веру. Глубоко в сердце вошли его слова: «Я полюбил страдание, потому что оно приближает меня к Богу…» На работу над этой иконой я попросила молитвенной помощи и благословения у владыки Филарета.

Икона создавалась в традиционной технике — яичной темперой и натуральными минералами. Мастер решила написать именно канонический образ, что оказалось совсем непросто. Ведь все доступные иконы святителя носили черты портрета, воссозданного по фотографиям. Ольга Черняк объясняет: тенденция современного иконописания — это возврат к корням: византийским истокам и древнерусской иконописи, что очень близко ей самой по духу.

Еще в детстве Ольга Черняк заметила необъяснимую тягу к иконам. Как-то девочке попалась на глаза книга репродукций с ликами святых — не осознавая, почему, принялась срисовывать.

На первом курсе художественного института (училась керамике) решила твердо: надо принять крещение. В те времена вера каралась: за такое могли исключить из вуза. Студентка отправилась к бабушке на Южный Урал, где приняла таинство. Но что знала 18-летняя девушка о духовной жизни? Даже Евангелие в те годы было не достать…

Духовный перелом наступил в 30 лет, в конце 1980-х. Пережив жизненные потрясения и клиническую смерть, талантливая художница по керамике не могла найти ответы на вопросы своего внутреннего голоса: чего ради я живу, кому нужно мое творчество?

Душевные муки привели в церковь. Мастера-иконописцы, которых в Минске было совсем немного, объяснили технику, дали нужные книги — и к светскому искусству пропал всякий интерес…

Попадаете ли вы под воздействие своих икон? — интересуюсь я у мастера. — Говорят, намоленные веками образы словно сгустки энергии. А есть ли энергетика у новой иконы?

В определенный момент создания образа понимаю, что уже не я смотрю на икону, а она на меня, и под этим взглядом очень хорошо видны собственные немощи, несовершенства… — признается Ольга Черняк. — Икона, рожденная в молитве, будь она новая или древняя, для человека верующего — это окно в вечность, прямая связь образа с первообразом. И если только что созданная икона вызывает трепет, то что уж говорить об иконе, к которой тысячи людей обращаются на протяжении веков…

Если образы святых пишутся, как правило, по строгим канонам, то так ли важно здесь вдохновение и творчество, как для художника? Моя собеседница поясняет: иконопись — это служение, а икона – одна из форм проповеди Евангелия. Поэтому иконописец должен войти в жизнь и опыт Церкви, иначе икона останется поверхностной, неубедительной. Иконописец — не творец, он только проводник воли Божией, поэтому и силы, и вдохновение, и результат этого труда – все от Всевышнего…

Ольга Черняк не живет в монастыре. У нее есть дом, семья. Так же, как и все, она ездит в переполненном транспорте, ходит в магазин за продуктами. Суматоха кругом может вывести из равновесия. Но стоит прийти в мастерскую и остаться наедине с иконами, как гармония возвращается. И с молитвой приходят силы.

Кто такой Лука Войно-Ясенецкий?

Хирург и духовный писатель, епископ Русской православной церкви, удостоенный в 1946 году Сталинской премии по медицине. Родился Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий в 1877 году в Керчи (дед – выходец из Могилевской губернии). Канонизирован Русской православной церковью в 2000 году.

За свою жизнь произнес 1250 проповедей. Читал лекции студентам-медикам, делал научные доклады, не снимая рясы, а в его операционной висела икона. Во время гонений на Церковь перенес три ссылки. С 1941-го по 1945 год лечил раненых в красноярском госпитале.

После награждения Сталинской премией за книгу «Очерки гнойной хирургии» назначен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского. Есть мнение, что Сталин, зная о пастырском служении Войно-Ясенецкого, использовал его имя как рекламу, чтобы продемонстрировать Западу якобы лояльное отношение СССР к Церкви. Умер архиепископ в 1961 году.

Прямая речь

Петр Перекрестов, протоиерей, клирик собора в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость города Сан-Франциско:

Еще до знакомства с Ольгой Черняк ее иконы произвели на меня сильное впечатление: светлые, теплые, одухотворенные образы. Считаю, что ее Собор Святых Китайских Мучеников по глубине воздействия превосходит оригинал. Такое может создать лишь человек, для которого иконопись – не ремесло, а предназначение свыше… В ближайшее время икона Святителя Луки будет доставлена в Сан-Франциско. Она станет третьей, привезенной с белорусской земли (у нас есть еще копия Неупиваемой Чаши из минского Свято-Елисаветинского монастыря). А вот белорусов среди прихожан нашего храма, к сожалению, совсем немного – в Сан-Франциско нет вашей крепкой диаспоры.

«Рэспублiка»

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым