На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

prosvet.txt / Публицистика
prosvet.txt / Публицистика
0 / 0

Анатолий Холодюк

Ченстоховская святыня


Уже издалека, подъезжая к польскому городу Ченстохова, можно видеть построенную в 1716 году в барочном стиле 106-метровую стройную колокольню католического Ясногорского монастыря, знаменитого тем, что здесь хранится величайшая реликвия, почитаемая и православными, и католиками, – чудотворная Ченстоховская икона Божией Матери, написанная, по преданию, самим евангелистом Лукой. Икона, называемая также «Черная Мадонна» – из-за темного лика Богоматери, принадлежит к числу самых почитаемых святынь Польши и многих европейских стран. В стране ее нынешнего пребывания она давно величается «Королевой Польши», а еще именуется «Ясногурской». О последнем свидетельствует и полное название принадлежащего монашескому ордену святого Павла Фивейского (паулинов) местного монастыря – Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской (Sanktuarium Najświętszej Maryi Panny Jasnogórskie).

Ясной Горой (Ясна Гура) в Ченстохове называют холм высотою в 293 метра, где расположен комплекс монастырских построек, окруженных оборонительным валом и большим парком. Впервые название Ясна Гура (Clarus Mons) упомянуто было в 1382 году. Такое название дали холму монахи ордена святого Павла, прибывшие сюда из Венгрии: на Ясной Горе в городе Буда, тогдашней венгерской столице, располагался главный храм ордена. А само название расположенного на реке Варта в Верхней Силезии города Ченстохова происходит от славянского имени Ченстох – «основатель осады»[1]. Впервые рыцарское поселение Ченстохова упоминается в 1220 году, а статус города им получено лишь в 1377 году.

История этого поселения на реке Варте связана и с именами равноапостольных просветителей славян Кирилла и Мефодия. Считается, что в IХ веке, проповедуя слово Божие, они шли на север именно вдоль берегов Варты[2]. По одной из трех распространенных версий появления в Ченстохове святыни, икона могла быть принесена в эти места Кириллом и Мефодием, которые трудились не только в Моравии, но и в южной Польше.

Доминирующая над современным городом колокольня, увенчанная на шпиле крестом, а еще и символом монашеского ордена святого Павла Фивейского – вороном с хлебом в клюве, является ориентиром для прибывающих сюда на автобусах и машинах паломников из всех стран центральной и восточной Европы.

Первые массовые паломничества в Ясногорский монастырь известны еще с начала XV века. По давней традиции, паломники, отправившиеся к святыне в одиночку, примыкали к группам богомольцев, собиравшихся в соседних с Ченстоховой населенных пунктах, где им безвозмездно предоставлялись кров и пища, а потом все вместе шли к Ясной Горе. Особенно много паломников было 3 мая 1966 года, когда в Польше широко отмечали праздник 1000-летия крещения страны, и в 1982 году, когда праздновали 600-летний юбилей Ясногорского монастыря. Но самым рекордным по числу паломников, пожалуй, был август 1991 года, когда в Ченстохове проводился Всемирный день католической молодежи с участием главы Ватикана Иоанна Павла II. Тогда, согласно официальной статистике, паломничество к Ченстоховской святыне совершили более миллиона человек. По некоторым данным, ежегодно поклониться святыне прибывают сотни тысяч паломников со всего света, а в день Успения Божией Матери, 15/28 августа, сюда стекаются свыше 200 тысяч человек.

Так получилось, что Ченстоховская святыня давно стала символом Римско-Католической Церкви Польши, поэтому в российском и украинском интернете, к сожалению, можно найти немало публикаций, авторы которых выступают «против массовой пропаганды в России католической иконы», способствующей якобы «усилению католической экспансии». Вероятно, начитавшись подобных статей, некоторые мои знакомые прихожане, узнав, что я собираюсь в Ясногорский монастырь, стали отговаривать: «А нужно ли нам, православным, ехать на поклон к “Матке Боске Ченстохове”? Ее же давно инославные считают “Королевой Польши”!». Попутчиков-паломников из числа смущенных прихожан не нашлось, я и сам стал сомневаться, нужно ли мне ехать, но мое смущение развеял приходской священник:

Если Пресвятой Богородице было угодно после Иерусалима, Константинополя и России избрать Ченстохову местом пребывания Своего чудотворного образа, то почему бы туда не поехать к Ней на поклон? Что касается лукавого, то он всегда изощренно искушает и смущает нашего брата, внушая ему писать или произносить всякую хулу на святую икону. Ченстоховская святыня официально признается и почитается в нашей Русской Православной Церкви! Какие еще могут разговоры?! С Богом! А после возвращения мне и другим расскажете, что и как там.

Каждые четверть часа 36 ченстоховских колоколов исполняют мелодию гимна, посвященного Царице Небесной, образ Которой хранится в так называемом святилище Богородицы (ul. O.A. Kordckiego, 2). Организованный при нем Ясногурский справочный центр на любом языке оказывает помощь всем паломникам, независимо от их конфессиональной принадлежности, расположиться в доме паломников, способном сразу принять более 800 человек. Информацию о том, когда в течение дня открывают в главной капелле чудотворный образ, можно узнать из транслируемых в паломническом центре передач «Радио “Ясна Гура”». Православные паломники должны помнить, что это священное место и хранимая в нем икона находятся в руках латинян, посему невозможно здесь освящаться ни латинскими молитвами, ни благословением, ни таинствами. Важно также учесть и то, что в 21:00 по местному времени колокола призывают своим звоном верующих на молитву, называемую католиками «Ясногурским призывом», или просто «Призывом», которым и завершается паломнический день на территории святилища. В этот час в последний раз открывается чудотворная икона, и если все собравшиеся перед нею католики трижды поют: «Мария, Королева Польши, я стою перед Тобой, помню и верую…», то православные в это время довольствуются молчаливым поклонением дорогой для их сердца святыне, читая акафист или только известную молитву, обращенную к Ченстоховской иконе Божией Матери.

Никаких документов о времени и месте написания этого образа не сохранилось. Согласно преданию, Ченстоховская святыня относится к иконам Пресвятой Богородицы (тип Одигитрия), написанным евангелистом Лукой в Иерусалиме, в Сионской горнице. В 66– 67 годах, во время осады города римскими войсками, христиане бежали с образом в местечко Пеллу, где сохраняли его вместе с другими святынями в пещерах. Равноапостольная царица Елена во время посещения Иерусалима в 326 году получила эту икону в дар, привезла ее в Константинополь и поставила в дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков.

Многие искусствоведы сходятся во мнении, что нынешняя чудотворная икона все-таки создана в Византии в IX–XI веках. Подкрепленная документами история иконы прослеживается лишь с конца XIII века, когда этот чудотворный образ был подарен в Константинополе русскому военачальнику, галицко-волынскому князю Льву I Даниловичу (ок. 1228 – ок. 1301), основателю города Львова. С великой честью этот образ был принесен на Русь и помещен князем в замковой церкви города Белз, упоминаемого еще в «Повести временных лет». Церковь находилась тогда в ведении православного духовенства. Образ, прославившийся многими чудесами, на Руси весьма чтили.

При вторжении польского короля Казимира III Великого (1310–1370) в русскую Галицию икона была захвачена поляками вместе с множеством других православных святынь, а затем вывезена польским князем Владиславом Опольчиком (ок. 1326 – 1401) и передана им в Ченстохове монахам католического монастыря святого Павла.

Народное предание гласит, что оплакиваемая православными «плененная русская святыня», уходившая из Белза в другие земли, неожиданно явила по дороге еще один свой чудотворный образ. Это случилось вблизи рощи в районе местечка Турковицы, где его жители заметили чудное сияние, исходившее от образа Божией Матери, источавшей слезы. Образ представлял собой точное подобие Ченстоховского[3]. Список Турковицкой иконы Божией Матери был обретен в Вознесенской церкви Кривого Рога и в августе 1998 года торжественно перенесен в кафедральный Спасо-Преображенский собор этого города.

На Украине, в том числе и на западных ее границах – в современном Белзе, распространена еще одна версия о появлении здесь Ченстоховской святыни. Предание повествует, что эту икону в Х веке привезла в Киев византийская царевна Анна (963 – 1011/1012), ставшая супругой равноапостольного великого князя Владимира, просветителя русского народа. Великий князь Владимир велел поместить икону в знаменитой Десятинной церкви – первой каменной церкви Киевcкой Руси, где она находилась до 1240 года, а во время осады города ханом Батыем чудотворный образ был тайно вывезен в княжеский город Белз – владение Льва I Даниловича.

В недавно изданных материалах монашеского ордена святого Павла[4] трактовка истории появления в Ченстохове чудотворной иконы, ранее находившейся в замке Белз, несколько отличается от той, какую мы привыкли читать в российских источниках. Икону в 1382 году сначала «нашел» при неизвестных обстоятельствах в относящемся к Львовской епархии городе Белзе польский князь Владислав Опольчик, а потом привез ее на попечение монахам-паулинам в Ясную Гору. Такая история иконы изложена в старой рукописи «Translatio tabulae» (1474), выдержки из которой хранятся ныне в архиве монашеского ордена[5].

Здесь в XII-XIV веках находился Белз

Существует еще одно объяснение, почему князь Владислав передал икону монахам-латинянам. В правление этого князя вторгшиеся в пределы России татары осадили и замок в Белзе. Князь повелел вынести икону и поставить ее на городской стене. Когда стрелы татар угодили в чудотворный образ Богоматери, из раны истекла кровь, приведшая в ужас врагов. От неведомой им силы они стали массово погибать и прекратили осаду замка. После спешного удаления татар с места боев князь Владислав пожелал перенести чудотворный образ в более безопасный замок Ополье в Силезии. Однако перенесению иконы не суждено было сбыться по той причине, что неожиданно самим князем и его людьми овладел неодолимый страх. Князь Владислав опустился на колени и стал усердно молиться перед образом Небесной Заступницы, а во сне ему было видение: некий голос повелевал перенести чудотворный образ из замка в Белзе на Ясную Гору, неподалеку от древней Ченстоховы. Построив на этой горе монастырь, князь Владислав торжественно передал икону монахам-паулинам.

Капеллу Девы Марии, где хранится ныне Ченстоховская святыня, верующие называют сердцем Святогорского монастыря. Сначала, в 1384 году, была выстроена небольшая капелла из дерева. Позже, в первой четверти XVI века, была поставлена на королевские деньги другая, которая в 1644 году была перестроена в трехнефную часовню. Сама икона (ее размеры – 121,7 х 81,5 см), украшенная серебряной рамкой (1673), вставлена в алтарь из черного эбенового дерева (1645–1650). С давних пор монахи пекутся о безопасности иконы, поэтому она бывает обыкновенно полностью закрыта серебряной панелью (1723), называемой «затвором». В установленные часы и при громко звучащем органе монахи открывают образ для поклонения паломников. Икона находится высоко над главным престолом, поэтому ее можно только издали обозревать, но никак нельзя рассматривать вблизи и уж тем более приложиться к ней. Не соответствует действительности кочующая из одной статьи в другую информация о том, что якобы при возжигании пред образом Богородицы свечи монахи «встают на престол ногами, как на табуретку»[6].

В 1716 году ясногорские монахи подали в Рим прошение о короновании образа, а после одобрения этой просьбы понтификом Климентом ХI через год икона в присутствии 200 тысяч паломников была коронована. Возложение на главы Иисуса и Его Матери корон символизировало, по замыслу монахов, особые значимость и чудотворность иконы.

Усыпанный бриллиантами оклад и золотые короны над главами Богоматери и Младенца, которые сегодня видят паломники на иконе, – дар папы Римского Пия Х, сделанный им в 1910 году. С левой стороны от образа с 1926 года помещены регалии Богородицы – «Королевы Польши» – скипетр и яблоко, выполненные на пожертвования польских женщин-католичек. С правой стороны иконы можно видеть «золотую розу» и сердце из золота с надписью «Totus tuus ego sum» («Я весь твой»), преподнесенные иконе папой Римским Иоанном Павлом II в 1979 и 1982 годах.

Самое ранее описание лика Божией Матери на этой иконе принадлежит некоему Яну Длугошу. Описание это встречаем в хранящемся у монахов документе «Liber Beneficijrium»: «Королева Света… с наичудеснейшим ликом… написана удивительным и редким способом»[7]. Потемневший от времени лик Царицы Небесной, писанный на зелено-голубом с бирюзовым оттенком фоне, обращен к верующим, на них же взирает и Младенец Иисус, в одеянии Которого преобладает карминный цвет. Над челом Приснодевы виднеется небольшая шестиконечная звезда. На правой щеке Богородицы заметны две большие и одна маленькая прорезанные или прочерченные царапины. Темно-синее с голубыми тонами облачение и такого же цвета мафорий Божией Матери украшены золотыми стилизованными лилиями. Вокруг глав Богоматери и Ее Сына – широкие нимбы, сливающиеся в одно целое. Их золотисто-желтый цвет контрастирует с потемневшими от времени другими красками иконы.

Специалисты считают, что первообраза Ченстоховской иконы, памятника древней живописи, вероятно, уже больше не существует[8], так как в 1434 году икона, которой требовалась срочная реставрация, была попросту заново переписана на старой доске при дворе польского короля Владислава Ягеллы в Кракове, о чем свидетельствуют материалы монашеского ордена святого Павла на Ясной Горе[9]. Эти данные обнаружены в повествовании некоего Петера Рисинуса – «Истории пульхра» (1523), где рассказывается, что привлеченные к реставрации художники безуспешно наносили на икону темперные краски, которые никак не ложились на краски восковые. Значит, оригинал иконы был написан в особой технике, где связующим веществом красок являлся расплавленный воск, – энкаустике. В этой технике, разновидностью которой является отличающаяся яркостью и сочностью красок восковая темпера, написаны многие раннехристианские иконы.

Предположительно, на западный вкус и с учетом местных традиций, икону переписали западно-русские мастера, работавшие в «греческой манере»[10]. В польских источниках повествуется, что после того как иконописцы не смогли отреставрировать икону, они «сняли с доски остатки первичной краски и нарисовали новую ее копию, приближенную к оригиналу». Там, где виднелись порезы на лике Божией Матери, «в память о действиях вандалов, на новую икону резцом нанесли следы»[11].

Шрамы на лице Богоматери – следы сабельных ударов. 14 апреля 1430 года, в дни Пасхи, гуситы из Богемии, Моравии и Силезии напали на монастырь и ограбили его. Они сорвали икону, которая во время падения треснула на три части, и нанесли по лику Божией Матери несколько ударов саблей. Вместе с ценностями тогда навсегда были утрачены и многие важные документы, имевшие отношение в том числе и к истории Ченстоховской святыни.

В настоящее время в России, Украине и Белоруссии имеется немало древних списков с образа Ченстоховской иконы Божией Матери, называемых в Польше «славянками» и разительно отличающихся своими «непохожими ликами» и техникой исполнения от находящейся в Ясногорском монастыре иконы. Эти выводы подтверждает и сравнительный анализ образцов фотографий и репродукций разных Ченстоховских образов, имеющихся в большой коллекции Н. Романовой[12].

Некоторые оппоненты, называющие в своих заметках Ченстоховский образ «сомнительной иконой», приводят в подтверждение этой характеристики такие доводы: икону «окатоличили»[13]: в одеянии Богородицы присутствуют «неканонические цвета», у Нее «непривычно цветастый покров», а изображение над Ее челом шестиконечной звезды является «чуждым христианству символом».

Один знакомый мне в Москве специалист в области иконографии высказывает такое небесспорное мнение: Ченстоховскую святыню глубоко почитают, но никто ее серьезно не исследует, а может из каких-то соображений ее и не дают исследовать. Этим и можно объяснить отсутствие на сегодняшний день официально-достоверных заключений ученых-специалистов о том, как проходили первые реставрационные работы и какое первоначальное изображение скрывается на древней иконной доске в Ченстохове.

Правда, уже около трех десятков лет известный польский реставратор Войчех Курпик, профессор варшавской Академии изящных искусств, наблюдает за состоянием иконы и проводит ее ежегодные осмотры и необходимые для сохранения образа действия. Их цель – прекратить отслаивание краски от деревянного основания, на котором написана икона. «Несмотря на небольшие проблемы, в целом состояние иконы очень хорошее», – сообщал в 2006 году В. Курлик информационному агентству ИТАР-ТАСС. Ежегодная проверка состояния иконы проводится им без использования технических средств. Реставратор тщательно простукивает поверхность иконы, и в то место, откуда вместо звонкого звука сухого дерева слышится глухой, делает укол клеящим веществом, укрепляющим связь краски и дерева.

Об истории монастыря и пребывании в нем чудотворного образа рассказывают экспонаты музея 600-летней обители, арсенала, тематических выставок. В 1655 году Ясную Гору осадили шведы, захватившие к тому времени почти всю Польшу. Героическая оборона монастыря, который, несмотря на большое численное превосходство врагов, заставил шведов снять осаду, и спасение Ченстоховской иконы вызвало большой патриотический подъем в стране, приведший к изгнанию шведов за пределы Польши. Эти события, изложенные, кстати, в историческом романе Генрика Сенкевича «Потоп», были расценены многими поляками как чудо, совершенное Ченстоховской святыней.

В первый день апреля 1656 года польский король Ян Казимир торжественно провозгласил Божию Матерь Ченстоховскую Покровительницей королевства. В следующем столетии в ходе Северной войны монастырю пришлось пережить еще несколько нападений – в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они по молитвам народа перед чудотворной иконой были также успешно отражены.

Имеются сведения, что Ченстоховской святыне приезжали поклониться российские императоры Петр I, Александр I, Николай I. В ходе наполеоновских войн монастырь в 1813 году был занят русской армией, и настоятель Ясной Горы преподнес список Ченстоховского образа русским военачальникам; список этот, как известно, потом долго хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Однако икона, называвшаяся в России «символом победы русского оружия», была навсегда утеряна после событий 1917 года.

В годы Второй мировой войны Ясногорский монастырь был оккупирован нацистами и все паломничества к чудотворной иконе были запрещены. В середине января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову привела к тому, что немецкие солдаты оставили монастырь, не причинив вреда его великой святыне и не разграбив его бесценные сокровища. А их здесь было превеликое множество.

Бывший православный храм во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия в Ченстохове

Музейные материалы рассказывают, что, начиная еще со средних веков, Ченстоховской святыне приносились дары из всех европейских стран. Это были и скромные пластины-украшения из воска, и подвески из золота и серебра, а также уникальные по красоте ювелирные и художественные ценности, выполненные из золота, жемчуга и драгоценных камней. Сначала эти приношения монахи нехитрым образом прикрепляли или прибивали гвоздем к стене в непосредственной близости к иконе. В 1585 году в монастыре проводилась инспекция, и скопившиеся уже к тому времени многочисленные дары- украшения были сняты со стен и помещены в специальные деревянные стенды, украсившие свободные пространства вокруг алтаря. К концу XVII века число подаренных украшений значительно увеличилось. Их было так много, что монахи решили шить специальные оклады – одеяния из бархата, на которые пришивались ювелирные изделия, выполненные из каких-либо однородных драгоценных металлов или камней.

В 1717 году украшения стали переносить на новый фон, конструируя специальные оклады-одеяния с металлической основой. Свои названия оклады стали получать от преобладающих на них камней или украшений: бриллиантовый, рубиновый, жемчужный, оклад из золотых или только серебряных цепочек и т.д. Помимо дорогостоящих окладов имеются и другие, например выполненные только из разных семян или покрытые орденами и боевыми наградами воинов. Последний оклад, правда, предназначен для списка с чудотворной иконы, называемого «Ясногурской Гетманкой». В 2005 году самые известные мастера золотых и янтарных дел Гданьска по специальному заказу изготовили для иконы янтарный оклад с золотыми нитями.

В монастырской сокровищнице можно видеть среди даров и интересную коллекцию русских икон XVI–XVIII веков и ювелирных изделий. На стенах притвора – оставленные паломниками костыли и палки, а также множество медальонов и металлических пластинок с ликами святых, которые носили на груди уже ушедшие из жизни их жертвователи, когда-то воевавшие на фронтах Первой и Второй мировых войн. Здесь хранятся и четки из черного хлеба, сделанные священниками – узниками Освенцима. Демонстрируются и так называемые «дары в память мученичества поляков», например тюремная тарелка томившихся в 1981–1982 годах в тюрьме в Глогове преследуемых деятелей движения «Солидарность».

С Ченстоховской святыни сделаны многие копии, хранящиеся в православных и католических монастырях и храмах. К сожалению, неизвестна судьба уникального списка с иконы работы иконописца Блазиуса Люкса. Список этот хранился в бывшем православном храме во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия, освященном 15 октября 1872 года и располагавшемся в центре Ченстоховы на аллее Пресвятой Девы Марии. Ныне он перестроен в католический костел. Список называли «не только прекрасным, но и благодатным»: по молитвам у него исцелялись парализованные и люди с больными ногами. Икона была увешена серебряными и золотыми подвесками, а в 1880 году ее одарили «прекрасной» бронзовой ризой. После отделения в 1918 году Польши от России храм был занят католиками, и в 1938 году он был освящен в костел во имя апостола Иакова.

Списки с Ченстоховской иконы делаются и в наше время. Так, пару лет назад по заказу архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана польскими иконописцами с чудотворного образа был выполнен список, который сначала был освящен в Ченстоховском монастыре, а позже с почестями путешествовал по православным приходам, расположенным вдоль Днестра, и торжественно доставлен в Тирасполь, став его христианской святыней.

Древнюю Ченстоховскую святыню, ставшую после войны 1812 года символом победы русского оружия, православные верующие называют в посвященном ей акафисте «Непобедимой Победой»[14]; иногда встречается и совсем редкое ее именование – «Милиуса». Ченстоховский образ стал боевой хоругвью в некоторых частях Вооруженных сил России. Памятными событиями для православных москвичей и петербуржцев стали состоявшиеся в 2002 году крестные облеты на самолетах с Ченстоховским образом вокруг Москвы и Санкт-Петербурга.

Достойно и по сей день хранят память о чудотворной иконе и верующие жители и городские власти расположенного в трех километрах от польской границы современного украинского города Белз (Сокальский район Львовской области). Примечательно, что здесь список с Ченстоховской святыни называют иначе – Белзской иконой Божией Матери; ее бережно хранят в специальной мемориальной часовне.

Как известно, в XI–XVII веках Белз был одним из важных городов Галицкой Руси. Ныне остатки древнего города можно видеть в урочище Замочек на низком левом берегу реки Солокии, между ее нынешним и старым руслами. С 2001 года Белз и его окрестности стали Государственным историко-культурным заповедником «Княжий Белз».

В 1935 году в Белзе установили мемориальный комплекс в честь чудотворного образа, пребывавшего в древности в церкви замка князя Льва I Даниловича. А в 2006 году городские власти Белза приобрели копию Ченстоховской (Белзской) иконы и поместили ее в часовне святого Валентина неподалеку от православной церкви во имя святителя Николая, отметив этой мемориальной часовней то святое место, где в старину хранился чудотворный образ.

О чудотворной иконе и сохранившемся о ней предании, указывающем на место написания ее первообраза – гору Сион в Иерусалиме, свидетельствует и недавнее увековечивание ее памяти на Святой Земле. С древних времен считается, что в старой части Иерусалима, близ горницы Тайной вечери, находился дом апостола Иоанна Богослова, где жила и преставилась Пресвятая Богородица. На предполагаемом месте Успения Богородицы еще со времен императора Константина Великого (IV в.) и до 966 года существовала базилика «Святой Сион», а через тысячелетие на ее месте германский император Вильгельм II в 1900–1910 годах построил знаменитый храм Успения (Mariendom). В нем ныне находится каменное ложе с изваянием усопшей Богоматери, сделанным из вишневого дерева и слоновой кости. С недавних пор и в этом известном иерусалимском храме всех паломников встречает список почитаемой православными и католиками чудотворной Ченстоховской иконы Божией Матери.

pravoslavie.ru

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым