На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Просвещение / Публицистика

Василий ГЕДРОЙЦ

«Открыть сердце Богу не легче, чем собрать деньги на храм». Интервью с настоятелем церкви из копыльской деревни Тимковичи о христианских заповедях и пути к вере
Как живется нынче сельскому священнику, с какими проблемами приходится чаще всего сталкиваться и почему так непрост путь к Богу? Об этом -- в беседе с Михаилом Мордвиновым, настоятелем церкви в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Тимковичи Копыльского района.

-- Отец Михаил, какие проблемы, на ваш взгляд, больше всего волнуют жителей Тимковичей и окрестных населенных пунктов? -- На первом месте -- проблема пьянства. Причина этого горестного явления -- в бездуховности. Людей на десятилетия отлучили от церкви, поэтому в их душах появилась пустота. Впадая в пьянство, люди удаляются от Бога. Бездуховность уходит корнями в наше недалекое прошлое. Был вроде бы недавно моральный кодекс строителя коммунизма. Он имел немало общего с христианскими заповедями. Но это было только внешнее подобие. Самое главное, что кодекс не давал Божьей благодати. А если Бога нет, как говорил Достоевский, то все дозволено. Вот люди и творили много чего аморального, когда считали, что начальник или жена не видят этого. Когда же человек живет с мыслью, что все его деяния известны Богу, он ведет себя по-другому.

-- При коммунистах не было веры, церкви закрывались. Сейчас же в стране полная религиозная свобода, а вот уровень нравственности стал ниже. Не кажется ли вам такая ситуация парадоксальной? -- Ничего здесь странного нет. Дело в том, что нравственность людей старшего поколения питалась от религиозности их родителей, заложенной еще до 1917 года. Даже если они и не посещали церкви, то все равно жили как бы инерцией веры. Но она со временем иссякала. Кроме того, мне кажется, формированию принципов христианской морали мешает телевидение. Каждый день видим на экранах десятки сцен разврата и убийств. В фильмах часто вообще нет положительных героев. Даже милиционеры нередко смотрятся не лучше бандитов. Скажите, где человеку в этом случае искать нравственный идеал? Да, церковь стремится, чтобы люди жили по христианским заповедям. Но, как показывает жизнь, дорога к храму бывает непростой. -- Расскажите о наиболее активных членах прихода. Кто они, ваши помощники? -- В первую очередь пенсионеры. Например, бывший бухгалтер Александра Черенкова. Именно она была инициатором возрождения православной общины в Тимковичах. Под стать ей бывшие учительница Елена Стасевич и медработник Мария Каленчиц. Также хочу отметить особое участие в жизни прихода рабы Божией Елены. Фамилию ее не буду называть из этических соображений. У нее было онкологическое заболевание. Женщина поехала за советом к отцу Серафиму в Жабинку. Он ей сказал: «Будешь молиться -- будешь жить». И она, жительница Копыля, приехала к нам и стала активной прихожанкой. Хотела не только молиться Богу, но и помогать возводить наш храм. Из-за болезни она получила инвалидность, но благодаря вере выздоровела и снова пошла работать. -- Как я понимаю, в основном ваши прихожане -- женщины. А мужчины, дети приобщаются к вере? -- Они также все чаще начинают посещать церковь, особенно в связи с возведением нового храма, желая поучаствовать в добром деле. Я часто хожу в местную школу, веду беседы с подрастающим поколением на религиозные темы. Кроме того, решили создать и свою воскресную школу. Думаю, что с нового учебного года она начнет работать. -- В обществе сейчас идут дискуссии по поводу того, как наладить обучение детей основам христианства в общеобразовательных школах. А что вы думаете по этому поводу? -- Думаю, что в каждой школе это можно сделать. Хотя бы в факультативной форме. Польза детям будет огромная. -- Отец Михаил, почему вы решили стать священником? Возможно, у вас в роду были служители церкви? -- Родом я из Вилейского района. Священников среди моих родственников не было. В советское время был, как и все, пионером, комсомольцем. На мой же духовный рост огромное влияние оказала бабушка. Она воспитывала внуков в христианском духе, но при этом веру не навязывала, а давала понять, какую пользу в жизни та дает человеку. -- Вы окончили школу в 1991 году, когда в обществе стало больше религиозной свободы. Это повлияло на ваше желание пойти учиться в духовную семинарию? -- Даже если бы учился в другое время, то все равно стал бы священником. Хотя у меня были способности к информатике, и учительница, преподававшая этот предмет, узнав, что пойду в семинарию, высказала недовольство, тем не менее влияние бабушки на выбор жизненного пути было решающим. -- Чтобы пойти учиться в духовную семинарию, нужно было получить рекомендацию от священнослужителя? -- Да, у нас в то время как раз восстановили храм, начал его посещать и там познакомился с отцом Иоанном Крупко. Он стал моим первым духовным наставником. Правда, с Библией меня еще раньше познакомила бабушка. -- Куда отправились после окончания семинарии? -- Стал дьяконом Свято-Михайловского собора в городе Слуцке. Там же был рукоположен в священники. А в 1999 году направлен настоятелем храма в деревне Тимковичи. Церкви здесь в полном понимании этого слова не было. Просто верующим отдали здание бывшей пожарной, потому что раньше на ее месте стояла церковь. Собирали деньги среди верующих, чтобы обустроить это здание. Со временем прихожане все чаще начали говорить о возведении настоящей церкви. Строить ее решили своеобразно. Фундамент заложили таким образом, что приспособленное под храм помещение оказалось внутри него. Это давало возможность некоторое время и возводить новую, и посещать существующую церковь. Но случилось непредвиденное. Стена строения, где проводили богослужения, дала трещину, поэтому было решено здание снести. Мы могли на некоторое время остаться без храма. К счастью, буквально в нескольких шагах от церкви находился бывший мебельный магазин. Райисполком передал его приходу. Перенесли туда всю церковную утварь, и теперь там временно действует церковь. -- Наверняка возводить церковь -- дело нелегкое? -- Постоянно чувствуется нехватка денег. Но активисты прихода регулярно их сами сдают. Кроме того, они собирают пожертвования в окрестных деревнях. Появился у нас и первый спонсор -- фирма «Сармат». Кстати, около 14 миллионов рублей пошло на создание проекта церкви и проведение его экспертизы. Это на первых порах даже вызвало некоторое недоразумение у отдельных прихожан. Они считали, мол, зачем тратить попусту деньги. Пришлось объяснять, что строить надо по закону и надежно. Как говорится, на века. Пользуясь случаем, хочу обратиться к землякам, выходцам из деревни Тимковичи, которые проживают во всех уголках республики, и, вообще, уроженцам Копыльского района с просьбой внести посильный вклад в благородное дело строительства храма.

«Белорусская нива»

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым