На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

prosvet.txt / Публицистика
0 / 0
0 / 0

Елена Михаленко

День защиты детей. Размышления в тему...


1 июня более чем в 30 странах мира отмечается праздник — Международный день защиты детей. История рассказывает нам о том, что решение о проведении этого праздника было принято в Женеве в 1925 году. Это произошло на конференции, которая был посвящена вопросам благополучия детей. В этот же день — 1 июня 1925 года Генеральный консул Китая в Сан¬Франциско устроил для китайских детей­сирот праздник — Фестиваль лодок ­драконов.

У этого дня даже есть свой флаг: земной шар, символизирующий наш общий дом — планету Земля, и пять человеческих фигурок разных цветов (синего, желтого, черного, белого и красного). Они выступают как символы разнообразия и терпимости.

В этот день в нашей стране традиционно проходят премьеры детских фильмов, устраиваются спортивные состязания, конкурсы с подарками, концертные программы, различные выставки и благотворительные акции для больных детей и воспитанников детских домов.

Вспоминаю свое детство. Для праздника было достаточно уже того, что начинаются летние каникулы. Если добавлялся поход в парк с аттракционами и покупка мороженого, счастье было полным!

О проблемах детей в этот день говорили мало, а если и говорили, то о проблемах «не¬советского» детства. По всему миру живут около ста миллионов детей, которые не имеют возможности ходить в школу. Большое количество детей, которые стали сиротами, потеряв обоих или одного из родителей. Более десяти миллионов детей умирают за год из¬за нехватки медикаментов. И помимо этого еще около миллиона детей не имеют постоянного места жительства и куска хлеба на обед.

Сегодня что­то изменилось. На разных уровнях в этот день идет разговор о реальных проблемах наших детей, и слово «защита» носит совсем неформальный характер. Это не где­то, а у нас, дети при живых родителях и вполне «благополучных» родственниках попадают в приюты. Это у нас на 100 родившихся детей приходится 150 убитых в абортариях. Это у нас в стране распадается каждый второй брак (по разводам мы — вторые в мире, за Россией), и дети растут в неполных семьях. И хотя очевидно, что иногда один родитель воспитает ребенка лучше, чем двое постоянно скандалящих взрослых, из которых кто­то, как правило, страдает алкоголизмом. Жестокая статистика утверждает: дети, выросшие без папы или мамы, чаще всего страдают нервными расстройствами, комплексами, становятся правонарушителями, убегают из дома… И это у нас ежегодно несколько десятков детей решают добровольно уйти из жизни.

Перечисленные проблемы вроде бы на слуху. О них говорят, пишут, принимают какие­то меры, позволяющие лишь чуть¬чуть снять остроту. Время подсказывает новые вопросы. В последнее время очень жаркие дискуссии возникли вокруг проекта закона «О репродуктивных технологиях». И Католическая, и Православная Церкви категорично высказываются против экспериментов над человеческими эмбрионами.

Там, где речь идет о непосредственной смертельной угрозе, и общество, и власть встают на сторону ребенка. Впрочем, многие для удобства именуют «ребенком» только уже родившееся дитя (это при реальной угрозе демографического вымирания!). На его защите стоят и медицина, и социальные институты.

А вот там, где надо защищать психику ребенка, его нравственные устои, ситуация иная. Вроде как опасность не смертельная… И сколько бы ни говорили представители традиционных религий о защите духовных ценностей, о разлагающей информации, которая отравляет детское сознание, о неприкрытой пропаганде различных пороков — чаще всего от них отмахиваются, как от назойливой мухи.

В апреле общество потряс взрыв на Октябрьской станции метро. Психика отказывалась понимать и сам ужас содеянного, и тот факт, что в преступлении обвиняются простые 25¬летние белорусские парни, рабочие, ничем особенно не привлекавшие к себе внимания. Первая реакция — невозможно. Затем — а если все же это так, то почему? Несложные подсчеты дают подсказку. Год рождения 1986 — перестройка. Время крушения стереотипов и идеалов. Взрослые в семьях озабочены только зарабатыванием денег на пропитание. Школа практически снимает с себя воспитательные функции, стремится давать лишь определенную сумму знаний. 90¬е годы… Развал Союза, дикое расслоение в обществе, и, как следствие, преступность, зависть, отчаяние от явной несправедливости, разобщенность. С телеэкранов исчезают образы положительных героев. Героями становятся удачные дельцы и «звезды¬однодневки». Появляются кровавые триллеры, сериалы (мыльные оперы для домохозяек и «ментовские разборки» для подрастающего поколения). Секс и копание в грязном белье — самые спросовые темы. Почти откровенное порно красуется на глянцевых обложках в витринах киосков.

В детском мире свои изменения. На смену Чебурашке и Буратино приходят покемоны и монстры. Милых кукол­младенцев заменяют девицы¬Барби, а машинки и тракторы уступают место злобным трансформерам. Любимыми играми становятся компьютерные стрелялки, в которых кровь льется реками, а жизнь не стоит совсем ничего.

Дети, выросшие в это время, сегодня стали взрослыми. Что еще преподнесет нам поколение, которому сегодня 20¬25? Психологи боятся даже загадывать. А если подумать о том, что эти молодые люди сегодня становятся родителями, учителями… Боюсь, вопросов больше, чем ответов.

Предчувствую традиционные возражения: не вся молодежь плоха, и вообще нельзя же запрещать… Конечно, с первым замечанием я спорить не хочу и не буду: лично знакома с сотнями молодых людей (работаю педагогом и каждый год выпускаю в среднем 2¬3 класса), среди них много талантливых, ищущих, умеющих мыслить порядочных людей. Хотя есть и те, кто не обладает перечисленными достоинствами (или, что бывает и хуже, одним из них: ум без порядочности опасен, а порядочность без ума несчастна…). А вот насчет «нельзя запрещать»… Пожалуй, взрослому сформировавшемуся человеку нельзя. А вот ребенку, подростку — можно и нужно, ведь мы, взрослые, за них в ответе. Запрет — последняя мера, когда уже были предприняты попытки объяснять, уговаривать, увлекать чем­то хорошим. Но не обвините же вы в авторитарности того, кто запрещает малышу совать пальцы в розетку или прыгать из окна пятого этажа! Иногда лишь запретом возможно удержать подросшее чадо от падения.

Вспоминаю эпизод одного родительского собрания. Речь зашла о девочках¬восьмиклассницах, которые сквернословили, уже начали курить, выпивать и проводить первые сексуальные опыты. Одни родители вроде бы негативно оценивали ситуацию, другие молчали, потупив головы, и вдруг выступила одна мама — уставшая женщина, «из рабочих». Ее речь сводилась к следующему: хватит того, что мы были «забитыми» и счастья не видели, пусть хоть дочки живут свободно… Не знаю, на чьей стороне были те, что молчали.

Для чего я вспомнила этот случай? Может, для того, чтобы напомнить: все безобразия, которые происходят в жизни детей, рождаются в головах взрослых. Не дети, несмотря на запреты, продают друг другу спиртное и сигареты. Не дети печатают развратные журналы и формируют содержание телеэфира.

Что сегодня происходит с детьми? Беспредел 90¬х остался вроде бы в прошлом. Порнография убрана из свободной продажи, бандитские разборки не занимают первые строчки рейтингов… (впрочем, появился Интернет, который для кого¬то — источник полезной информации, а для кого¬то — большая свалка). А в остальном мало что изменилось. По­прежнему самыми успешными являются не те люди, кто талантлив и много трудится, а те, кто смог «устроиться», «попасть в струю». И потому престиж честного труда и хорошей учебы запредельно низок.

Самые низкие проходные баллы — в педагогические вузы. Результат — завтрашних детей будут учить вчерашние троечницы. Школа лишь формально воспитывает, учителя устали от заорганизованности воспитательного процесса, написания бесконечных отчетов, мероприятий «по разнарядкам». В такой обстановке даже творческие люди опускают руки. Изменилось содержание образования. Под видом заботы о здоровье детей в учебные планы были внесены катастрофические изменения. Изучение мировой художественной культуры признано ненужным. Количество часов на изучение русского и белорусского языков сократилось примерно в 2 раза (грамотность выпускников мы можем оценить по обидно низким результатам ЦТ). Литература пострадала еще больше. Вспоминаю свои школьные годы: уроки литературы были «нравственной школой». Ведь во времена воинствующего атеизма, не говоря ни слова о Боге, мы постигали вечные христианские ценности, анализируя Достоевского, Чехова, Толстого… Сегодня на каждого из великих классиков — пара уроков. Старшеклассников, читающих книги, — единицы. В лучшем случае — краткое изложение в Интернете, ни о каком глубоком анализе поступков и мыслей персонажей речь не идет. И наши юноши и девушки, воспитанные на телепродукции, искренне не понимают: почему Татьяна Ларина не изменила скучному мужу с красавцем Онегиным, и почему Раскольников так мучился, убив «никому не нужную» старушку. Вот такой парадоксальный пробел в нравственном воспитании, который вряд ли восполнят факультативы по духовной культуре, возникающие примерно в 1 из 30 школ. Если кому¬то кажется, что гуманитарная составляющая школьного курса неважна в наше прагматичное время, «утешу»: часы на изучение математики, физики, химии и т.д. тоже сокращены до такого минимума, что родители сбиваются с ног в поисках хороших репетиторов. Зато часа в два великовозрастные «дети» совершенно свободны при пятидневной учебной неделе (кроме тех немногочисленных героев, которые все еще делают домашние задания).

Некоторые «особенности» нашего образовательного пространства и вовсе озадачивают. Скажите, почему Министерство образования разрешает печатать и свободно продавать готовые решения к домашним заданиям по всем предметам и даже тексты экзаменационных заданий? Ведь сегодня подготовка к экзамену для многих сводится просто к поиску оригинальных способов списывания и обмана комиссии. Помните, мы сдавали семь экзаменов, зубрили билеты, решали задачи? Не знаю как у кого, а у меня оставалось время на прогулки с друзьями и различные интересы. И в университет поступала без особых проблем. Сегодня три экзамена, из них два обязательных, один — по выбору, но устные предметы почти никто не выбирает. (Нет смысла. Вступительные тесты слишком отличаются от школьных билетов). Итак, стандартный набор. Белорусский, русский, математика. Все экзаменационные материалы — в свободном доступе. Выпускники соревнуются в изобретательности. Учителя ломают голову над работой троечника, который сумел­таки воспользоваться мобильным и написал лучше отличницы, и с тоской вспоминают старые времена, когда текст работы присылался в запечатанном конверте, и дети честно трудились. Зато выходили из школы с неплохими знаниями и чувством ответственности. Как понимать все ошибки и перекосы: это чья¬то безалаберность или нежелание видеть подрастающее поколение умным, уверенным в себе, ответственным и перспективным?

Возможно, я слишком увлеклась жалобами на свои учительские проблемы. Просто очень хотелось обратить внимание читателей на то, что наше будущее действительно нужно защищать. И не только от тех опасностей, о которых говорено много. Из сотен мелочей складываются печальные последствия: инфантильные молодые люди, не умеющие найти место в жизни и ищущие его в бутылке, подростки, отчаявшиеся найти поддержку во «взрослом» мире, дети, ничего не знающие о том, что когда­то слова «детство» и «счастье» были для нас почти синонимами. Конечно, нужны глобальные изменения в обществе, в системе, а главное — в умах и сердцах. Стоит начать с себя, со своей семьи. С помощи тем, кто рядом.

Газета "Воскресение" № 6, 2011

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым