На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Просвещение / Публицистика


Святой равноапостольный князь Владимир: борьба язычества с христианством окончилась крещением Руси


После смерти святой Ольги киевскую христианскую общину возглавил ее внук — Ярополк Святославович. Принесенный с севера балто-скандинавский культ Перуна (Перкунаса) был чужд славянским язычникам: он требовал человеческих жертв. Это подталкивало многих к крещению — никому не хотелось быть принесенным в жертву…

Дети погибшего князя Святослава были очень малы: Олегу и Владимиру, сыну наложницы ключницы Малуши, было около 15 лет. Ярополк был немного старше. За юношами стояли влиятельные мужи, опиравшиеся на населения определенных земель.

«…победа печенегов над Святославом, принесшая Ярополку власть, на какой-то период объединила Древнюю Русь. Почти все славяно-русские земли по Днепру и Новгород на севере подчинились Ярополку. Короткий набег на Овруч избавил его от младшего брата Олега — князя древлян (977) — и подчинил его земли Киеву. Владимир же со своим дядей Добрыней был послан в Новгород еще Святославом. После гибели Олега, боясь старшего брата, Владимир Святославич бежал в Швецию».

Владимир вернулся в Новгород приверженцем Перуна. Его поддержали новгородцы, у которых в то время процветал культ языческого бога. Войско князя захватило Полоцк, Смоленск, и в 980 г. Владимир подошел к Киеву.

Сводный брат Владимира Ярополк устраивал не всех. В его окружении нашлись изменники. Ложные советы, данные князю Ярополку, подтолкнули его к гибели. Когда Ярополк вошел в шатер для переговоров о мире, два прятавшихся там варяга пронзили князя мечем.

Язычники одержала полную победу над христианской общиной.

Владимир увидел, что культ Перуна непопулярен на юги Руси: часть киевлян к тому времени приняло святое крещение. Князь посчитался с общественным настроением в столице. Он, с помощью киевлян, собрал свою варяжскую дружину на берегу Днепра под предлогом выплаты жалованья. Варягов посадили в лодки без весел и с пожеланиями доплыть до Царьграда и заработать там оттолкнули от берега. Тут же Владимир отправил гонцов в Константинополь с предупреждением не доверять коварным язычникам, разделить и разослать в разные гарнизоны — в окружении местных воинов варяги будет безопасны.

После этого князь Владимир предпринял несколько военных походов. Он и побеждал, и терпел поражения.

Совершенно нелепый поход на Корсунь Владимир предпринял, как считают некоторые историки, с подачи деструктивной секты болгарских богумилов, которые под видом православных священников шли на Русь, тяготевшую к христианству.

Владимир запятнал себя многими жестокими и беспринципными деяниями. Но история связывает образ Владимира не с его личными качествами и политическими успехами, а с выбором веры, одухотворившей жизнь народа.

Накануне крещения Руси нарастал грядущий раскол в дотоле едином христианском мире. Западноевропейские христиане отличались от других очень остро, подчеркивали свое церковное превосходство и начинали именовать «христианским миром» только себя. Германский император Отон II в 983 г. добился решения воевать с греками (христианами) и сарацинами (мусульманами). Единство христианской церкви было нарушено, и Руси с запада грозил католический натиск.

Князь Владимир выбрал христианство, но действуя пока как язычник, решил завоевать веру. Владимир пошел войной на греков и потребовал руки сестры императора царевны Анны. Зная о «подвигах» Владимира, Анна сначала хотела предпочесть смерть…

Необходимым условием супружества было поставлено крещение. Как и апостол Павел (Савл), князь Владимир ослеп накануне крещения. Вышел из купели князь Владимир другим человеком: он прозрел душевно и телесно. Обращение князя было столь чудесным, что многие из его воинов тут же крестились.

Князь-христианин вернулся в Киев с византийским духовенством, иконами (среди них была и икона Божией Матери, названная впоследствии Минской) и церковной утварью. По приезде сразу начал сокрушать идолов и буквально на следующий день велел всему народу собраться на берегу Днепра и креститься.

В сей великий день земля и небо ликовали, - повествует летописец.

Нрав Владимира после принятия крещения, познания Бога истинного совершенно изменился. Святой правитель Руси отменил смертную казнь, воевал только по необходимости, первым меча никогда не поднимал. Щедро раздавал милостыню, возводил храмы, посылал духовенство с проповедью в разные города Руси.

В Киеве князь Владимир построил прекрасную церковь, названную Десятинной, на содержание которой определена была десятая часть княжьих доходов.

Святой Владимир преставился 15 июля (ст. стиль) 1015 года и был погребен в Десятинной церкви вместе со своею супругой Анной.

Литература

Л. Н. Гумилев. От Руси до Росии. АСТ Москва, 2008.

Е. Поселянин. Святые вожди земли Русской. М Сп.Б. «Лествица» «Диоптра» 2000.

Материалы сайта http://www.pserpuhov.ru/ (Православный Серпухов)

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым