На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Просвещение/ Публицистика

Ольга Кала-Аиэльо

Место святого образа

О месте пребывания икон, о том, где они должны находиться – в музее или в храме – заговорили сравнительно недавно. История иконописи насчитывает века. По преданию первую писаную икону создал Святой Апостол Лука, который изобразил Пресвятую Деву Марию с младенцем Иисусом Христом. Издревле сложилась традиция иметь святые иконы не только в храмах, но и в жилищах, в домах мирян. Эта традиция с течением времени оформилась в коллекционирование икон. Постепенно иконы начинают пониматься уже не только, как предмет религиозного значения, но и как явление художественной и культурной ценности. Практика коллекционирования, из привилегированного высшего сословия, в 19 веке проникает в разные слои общества. В это время появляются первые крупные музеи, в фонды которых вошли многие частные коллекции, в частности коллекции икон.

Именно конец 19 века и конечно бурный 20 век поставил вопрос: где же должно быть место иконы, святого образа? С одной стороны, естественным представляется нахождение иконописных образов в храмах, там где иконы являются не просто художественным предметом, а поистине христианским символом и проводником богословской Истины. С другой стороны, шедевры древней иконописи, как например древнерусские памятники иконописи Рублева или Дионисия, нуждаются в определенном температурном и климатическом режиме, который в полной мере можно обеспечить только в музее. Выставочные пространства музеев оснащены различным современным оборудованием, которое не всегда уместно в храме. А многие древние храмы располагают своим собственным климатическим режимом, нарушать который было бы непростительно. Установка кондиционеров для храм не свойственна. Да и не каждый периферийный приход захочет вкладывать средства в многочисленные современные аппараты, например в кондиционеры lg и другое оборудование. Вот и получается, что желание сохранить великое наследие древней иконописи может заставить отказываться от прелести созерцания этих произведений в их родном пространстве – в храме. Хотя зачастую пребывание иконы в музее исторически обусловлено. Впечатление же от иконы в церковном интерьере совершенно отличается от музейного восприятия. Даже почерневшие от времени образы могут подарить минуты необычно вдохновленного общения с ними, если они находятся в храме.




В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым