На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Издательство Белорусского Экзархата

Юрий Краснов
научный сотрудник Центра проблем развития образования БГУ,
отв. секр. духовно-просветительской программы «Семья – единение – Отечество»

Ювенальная юстиция как социально-гуманитарная технология разрушения семейного воспитания



Введение. Ювенальная юстиция затрагивает каждого из нас.

Проблема, которая вдруг встала перед Россией, Украиной, Беларусью – вводить или не вводить ювенальную юстицию – начинает активно обсуждаться. Тема стала скандальной, нарастает общественное сопротивление. Почему же? А дело в том, что она затрагивает каждого человека. Речь идет о наших семьях и наших детях, наших правах на их воспитание.

Об отношениях детей к родителям в Библии говорится в 5-ой Заповеди Божий – «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен». Апостол Павел пишет: «Дети, будьте послушны родителям вашим, ибо это благоугодно Господу».

Важным элементом семейного воспитания всегда было наказание. Апостол Павел говорил: «Ибо Господь, кого любит, того и наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает. <…> Ибо есть ли какой сын, которого не наказывал бы отец? Если же остаетесь без наказания, которое все обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12:6-8).

Наконец, премудрый Соломон за много веков до нашей эры говорил: Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его (Притч. 19:18). "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его" (Притч. 13:24).

1. Что произошло бы, если Апостол Павел или Соломон осмелились бы публично высказать эти мысли, например в современной Европе? Вероятнее всего, был бы скандал, на них ополчились бы СМИ, правозащитные организации, но самое главное, так называемые «уполномоченные по правам детей» – омбудсмены, могли бы лишить их родительских прав, а значит отобрать у них детей. Вы скажите это невозможно. Но ведь у россиянки Валентины Путконен финские власти в начале июня 2010 г. отобрали дочь из-за того, что она не дала той конфету перед обедом, а у другой россиянки Инги Ранталы в феврале 2010 г. отобрали мальчика 7 лет, он признался школьной учительнице в том, что «мама его шлепнула», и рассказал, что может уехать в Россию, если его будут обижать одноклассники. Что же было бы с Соломоном, который розгами рекомендует воспитывать детей? Да пожалуй, его могли бы и в тюрьму посадить, ведь посадили же восьмерых русских отцов власти немецкого города Зальцкоттена в тюрьму за то, что они отказались посылать своих детей на обязательные в начальной школе уроки полового воспитания, т.е. нарушили права детей на информацию. А в некоторых странах Европы физическое наказание, даже простой шлепок по заднему месту, уже вне закона.

2. Что же это за зверь такой -- «ювенальная юстиция», примеры которой мы рассмотрели выше? Дословно — это «правосудие для несовершеннолетних», создание особых – ювенальных -- судов для таких правонарушителей. Но есть здесь и вторая сторона – «защита детей от родителей», отобрание детей из семьи за реальные, а чаще мнимые родительские прегрешения. И в России, и в Украине, и в Беларуси многие опасаются, что «детоотбирательная» сторона ювенальной юстиции станет главной. И это будет бизнес, а следовательно и коррупция, а значит и большая беда.

3. Да, проблема неблагополучных родителей, алкоголиков, наркоманов, садистов, не кормящих своих детей, избивающих их -- действительно существует. Вообще-то у нас проблема социального сиротства при живых родителях заявила о себе в годы «перестройки», когда мы потеряли целую систему советского воспитания и профилактики, а подготовки к семейной жизни, духовно-нравственного просвещения как не было, так и нет. Вот чем нам надо бы заниматься, а не внедрять дискредитировавшие себя ювенальные технологии. Да, нерадивых родителей становится все больше и больше. Но разве можно решать проблему через тотальное государственное вмешательство в дела семьи. Разве это решение?

4. Смеем утверждать, что проблема свободы, прав человека, а значит и прав детей решается на Западе неправильно, не по христиански. Здесь уместно провести аналогию с фашизмом, который был языческим – нехристианским -- ответом на кризис западной демократии и либерализма. И привел к страшной тирании. Не приведет ли к этому и ювенальная юстиция?

5. Давайте рассмотрим некоторые случаи. Четверых детей россиянки Анны Меткусисто в начале марта 2010 г. отобрали у матери органы опеки. Финские социальные работники посчитали, что несовершеннолетним опасно поститься. У русской актрисы Натальи Захаровой, вышедшей замуж за француза и проживавшей во Франции, отняли трехлетнюю дочь, официально обвинив мать в «удушающей материнской любви». У Григория Пастернака, бывшего советского гражданина, в Голландии дочь-подросток, подпав под дурное влияние, перестала учиться, начала прогуливать школу, требовать денег на развлечения и наряды, скандалить. При этом она стала жаловаться на родителей в службы защиты прав ребенка, говорила, что ее притесняют, не дают ходить по клубам и т.п. «Спасая» от родителей, девочку забрали в приют, а отца лишили родительских прав за то, что он стер косметику с лица девочки. Он дошел до Страсбургского суда, однако это ни к чему не привело.

В одном из российском пилотном регионе по ювенальной юстиции опекун Михов И.И., получил около года исправительных работ за жестокое обращение со своим одиннадцатилетним подопечным. Он «выражал словесно и жестами угрозы побоями», «за незначительные проступки ставил несовершеннолетнего в угол на длительное время», а также «против воли и желания принуждал несовершеннолетнего принимать пищу» (в народе говорят - «пичкал»). Обратите внимание, не голодом морил, а пытался накормить.

Из 2 миллионов социальных сирот во Франции, по оценкам специалистов, около 1 миллиона отнято незаконно. Журнал «Шпигель» пишет, что в Германии в 2008 г. принудительно изъято из семей 70.000 детей, половина с формулировкой «недостаточно хорошее материальное положение семьи».

4. Подведем итоги. У нас еще в годы советской власти была создана неплохая система защиты детей от неблагополучных родителей, у нас на сегодняшний день есть все необходимые законы и государственные органы для этого. В Беларуси в последние годы в рамках Декрета 18 Президента страны создана целая система работы с такими родителями. Однако, нам хотят навязать морально дискредитировавшую себя на Западе систему ювенальной юстиции, т.е. создать новый дополнительный орган, со своим штатом и бюджетом. Нам предлагают ввести института омбудсменов, это тех кому как Павлик Морозов будут доносить на своих родителей дети, нарушая пятую заповедь Божию. Почему международные организации так щедры и финансируют эти новации в постсоветских странах, в том числе и в Беларуси. Кому же выгодно вводить эту пресловутую ювенальную юстицию? По-видимому тем, кто хочет дестабилизировать наше общество, подорвать традицию семейного воспитания как основу устойчивости нашей христианской цивилизации, разрушить семью как малую Церковь.

Ювенальная юстиция опирается на ложную и нехристианскую концепцию человека. Ее формирование – есть следствие потери западной цивилизацией христианского понимания смысла свободы, родительства, семьи, жизни в целом, отказ от своих христианских корней, что и проявилось в дискуссиях и принятии Европейской Конституции, резолюции ПАСЕ «Дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности», принятой на сессии ПАСЕ 30 апреля 2010 г. в защиту прав сексуальных меньшинств и др. За ювенальной юстицией стоит ложная концепция либерально трактуемых прав человека, т.е. их культ, свободы как таковой, не различающий грех и добродетель, нравственное падение и духовное возрастание, свободу от и свободу для. Напоминаем, что критика либеральной доктрины прав человека нашла свое выражение в «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых Архирейским собором 26 июня 2008 г.

Позволяя ребенку безнаказанно грешить, родители потворствуют нарушению заповедей и губят детскую душу, за что рано или поздно дадут ответ перед Богом. Очень определенно и даже грозно высказался на сей чет Иоанн Златоуст: "А те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами и жесточе детоубийц поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души". Священник Илий, сам жил добропорядочно и беззакониям детей не потакал, а даже пытался их увещевать. Да и дети его были уже не маленькие, а взрослые. Казалось бы, причем тут отец? Но Я накажу его дом на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их, — сказал Господь (1 Цар. 3:13) И пришлось Илию пережить страшные события: разорение храма и гибель обоих сыновей. (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050426104634.htm)

Если мы допустим введение ювенальной юстиции по западному антихристианскому образцу, то как священник Илий будем вскоре наказаны, чем же? Воплощением следующих библейских, страшных и воистину пророческих слов: и восстанут дети на родителей, и умертвят их… (Матф.10:21). Приложим же все от нас зависящее, чтобы не сделать это пророчество реальностью.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым